Мало поставить на свой транспорт систему мониторинга с контролем уровня топлива, надо еще как-то проследить, чтобы водители не вывели ее из строя. Воспитательную работу с увольнениями и депремированиями по результатам порчи оборудования мы здесь не рассматриваем. Поговорим о том, как уберечься от обмана.
Обман или отключения системы мониторинга – одна из любимых тем на форумах профессиональных водителей. Способов находят много, некоторые довольно изощренные. Судя по полету фантазии некоторых жуликов, даже становится жалко, что в них прозябают явно талантливые инженеры.
В первую очередь, спешим вас обрадовать: если вы готовы бороться с такими махинациями, то обмануть вас не смогут. Прочитав эту статью, вы поймете, почему.
Все способы обмана системы мониторинга можно свести к двум категориям. Это вандализм и обход техническими средствами.
Бортовые контроллеры обесточивают, заливают кипятком, роняют на них тяжелые предметы, портят сим-карты. Некоторые таланты даже бьют контроллеры током с помощью электрошокера и сварки.
Нелегкая доля досталась и датчикам уровня топлива (далее по тексту ДУТ). На них роняют тяжелые предметы, прыгают (забавно смотрится со стороны), чтобы сломать измерительную часть. Кое-кто даже имитирует удар камня по баку снизу, в районе измерительной трубки ДУТ.
И не забываем, конечно, про прокалывание и замыкание проводов иголками. Ну а как без этого?
Единственная проблема всех этих ухищрений в том, что их очень легко обнаружить. Кое-что видно невооруженным глазом, остальное вскрывается при обследовании.
Так что если не работает – значит, сломали. Следовательно, нужно смотреть, что сломали и кто сломал.
Чтобы избежать поломки оборудования (с последующей заменой и ремонтом), можно приобретать комплекты с антивандальной защитой. От самых неистовых вандалов они не защитят, но статистику поломок заметно улучшат. А особо неистовых, согласитесь, в штате лучше не держать.
Этим промышляют более продвинутые водители. Их методы, с одной стороны, не всегда ведут к поломке оборудования, что хорошо. Но с другой стороны, их махинации сложнее обнаружить.
Самые распространенные приемы – это обесточивание приборов мониторинга, экранирование антенны, «глушилки» и слив через «обратку».
Обесточивание
Отключать пытаются разными способами, но надо сразу сказать, что банальное выдергивание провода питания не сработает, потому что провода у бортовых контроллеров в большинстве случаев опломбированы.
На разных форумах и в статьях пишут про обесточивание оборудования через отключение массы. Но это, как вы понимаете, вариант для совсем «отмороженных» и не понимающих, что им же потом отвечать за сломанную машину.
А вообще отключение питания – изначально плохая идея. Плохая, потому что очевидная. Производители систем мониторинга все давно предусмотрели.
Экранирование
Раньше просто заматывали антенну фольгой, с современными же устройствами одной фольгой не обойдешься. Кое-кто сейчас пытается экранировать толстым слоем металла. Бывает, например, что отливают из свинца своеобразные чехлы и закрывают ими антенны.
«Глушилки»
Это электронные устройства, которые глушат определенные частоты. Кстати, часто такие «глушилки» ненароком получаются из дешевых FM-трансмиттеров.
В крайнем случае, можно будет проехать по участку, на котором пропадал сигнал у водителя, вместе с ним. Велика вероятность, что в присутствии постороннего человека сигнал не пропадет.
Ну и конечно не стоит забывать про слив через «обратку» на дизельных двигателях, когда сливают возвращающееся обратно неиспользованное топливо. Внимательный диспетчер заметит повышенный расход топлива у ТС и инициирует проверку грузовика, в результате которой можно будет обнаружить, проворачивает водитель какие-то махинации с обратной топливной магистралью или нет.
Есть еще вариант поставить на топливные магистрали ДРТ (датчики расхода топлива), но здесь нужно просчитывать целесообразность, потому что такой способ отслеживания расхода топлива стоит дороже.