В Янаульской МТС внедряются современные технологии
— Можно следить за передвижением как в режиме реального времени, так и провести мониторинг за предыдущие дни и даже месяцы, — говорит директор сельхозпредприятия Салават Гиндуллин.
— Очень удобная вещь, — продолжает Салават Сахабиевич, — кроме того, что спутник позволяет контролировать перемещение техники, он еще осуществляет дистанционный контроль заправок и расхода топлива, исключает возможность его слива.
Это, конечно, не говорит о недоверии руководства к своим работникам. Доказательством тому служат слова Ильнура Шакирова и Линара Шайхуллина – механизаторов, на чьих тракторах эти компактные, кстати, устройства и установлены:
— Благодаря им появилась реальная конкуренция между нами, — говорят они. – Раньше как было? При подведении итогов труда объем выполненных полевых работ между всеми механизаторами делили, как говорится, на глаз. Были несогласные с результатами, возникли споры, особенно, когда работы ведутся в две смены, и ночью в поле за всем не уследишь. Отныне ГЛОНАСС все отслеживает с точностью до сантиметра, считает, сколько этим трактором площадей, к примеру, посеяно или прокультивировано. Есть какие-то вопросы? Пожалуйста, вот распечатка данных о том, в какой день, в какое время и какое расстояние механизатор прошел, какую площадь обработал. Все четко и доступно.
А еще механизаторы вспоминают такой случай. Как-то ночью во время посевной сломался трактор, в поле не было связи и сообщить о случившемся руководству не получалось. Директор, находясь дома, увидел через компьютер, что трактор стоит, топлива в баке у него достаточно, а двигатель заглушен. К трактористу тут же был направлен инженер, все обстоятельства выяснили, трактор починили и продолжили работу. Не будь системы слежения, неизвестно что бы делал тракторист один посреди поля в глухую ночь.
ГЛОНАСС шагает по стране и подмял уже немало сфер. Очередной удар пришёлся на весьма неожиданную нишу — сельские хозяйства. Наряду с несколькими другими датчиками, наши навигационные чипы вошли в системы, контролирующие работу автотранспорта. В данной публикации речь пойдёт о внедрении оной в совхозах.
Во времена гламура, матовых кайенов и Сколково кому нужны сельские хозяйства? Забытые богом и коровами раскиданы по всей Сибири тысячи еле живых совхозов. Разваленные здания, разобранные комбайны, горы ржавого железа, покрышек, заросшая сорняком территория и несколько человек, местных рабочих, шатаются от продуваемого ветрами гаража без оконных стёкол до местной конторы, в которой выписывают путевые листы.
Приезжаешь в них и такая скука сразу обволакивает. Особенно радуют патриотические советские лозунги:
Не все хозяйства, конечно, такие. Есть и вполне достойные, в которых и скота полно и здания в порядок приведены, и прибыль они неплохую приносят. Но даже в таких организациях, которые поднялись с колен благодаря жёсткой политике руководства, сложно уследить за всем. Где-то простой техники, кто-то бензин слил, там машина зерна пропала. В запущенных совхозах совсем хоть плачь. Вот давеча по соседству две коровы и три овцы утонули у себя в стойле, потому что за ними не убирали. Стоит ли обсуждать когда и с чего это началось?
Мне повезло в этом году поучаствовать во внедрении очень интересной системы контроля транспорта. Этот программно-аппаратный комплекс позволяет следить за многими параметрами сельскохозяйственной техники и её надлежащим использованием.
Теоретически эта система позволяет экономить существенные суммы, из-за чего собственно и внедряется. Действительно, теперь уже водила бензин не сольёт, потому что в баке стоит датчик топлива, с курса не собьётся, на полтора часа никуда не скроется, потому что на крыше торчит антенна ГЛОНАСС, зерно мешками не потаскает с машины, потому что на кузове датчик массы, по вечерам на рабочей лошадке не покалымит опять же — меньше ушатываться машина будет. Но, прямо скажем, это только теоретически. На деле всё упирается в реализацию.
В данный момент, насколько мне известно, внедрением таких систем занимается несколько организаций. Нам пришлось иметь дело с ВИСТ групп. Внедрение производили их инженеры с поддержкой наших специалистов.
К сожалению (или к счастью), мне не довелось участвовать в этом процессе непосредственно. Я занимался организацией каналов связи до серверов. Поэтому много что знаю лишь в общих чертах. Насколько я понимаю, технология их ещё не обкатана, поскольку возникает большое количество проблем, рабочий процесс не отлажен, периодически случаются накладки.
Почему к счастью? Потому что эта работа означает практически постоянное нахождение в командировках в деревнях, довольно скучные и однообразные задачи и большое количество низкоинтеллектуального труда, вроде копания в комбайнах. Не для того в институтах учились.
Вкратце расскажу о схеме работы этой системы.
Есть их глобальный сервер в интернете, который занимается обработкой всех данных. Этот сервер хранит также базу данных и карты.
Есть локальный сервер в хозяйстве, на который реплицируется БД с главного сервера. Этот сервер, в свою очередь, обрабатывает запросы пользователей — диспетчеров.
Когда мы пришли в первый раз в районе обеда в один из гаражей, выглядящему под стать локациям в Сталкере, на столе лежал подписанный путевой лист на 8:00. То есть человек его подписал (или кто-то за него) и никуда на самом деле не поехал или вовсе спал в это время дома. На стенах были художественные пейзажи из сигаретных пачек, бутылок и гниющего дерева. Но мы же не об этом?
В качестве платформы для серверов должны выступать какая-нибудь из серверных версий Windows.
Есть клиентская часть, которая ставится на компьютеры диспетчеров и через сеть подключается к локальной базе. На практике это не всегда возможно — в таких глухих закоулках России подчас даже сотовой связи нет. Где-то обходилось EDGE-свистками, где-то проложил канал провайдер, где-то операторы связи дали E1, где-то пришлось ставить спутниковые антенны.
Во многих точках давали лишь выход в интернет и приходилось строить VPN. Если ширина канала недостаточна (ВИСТ’ы указали не менее 512 k), то их клиент не может даже подключиться, хотя проверка Oracle проходит на ура, да и инженеры изначально заявляли, что это возможно. Для такого случая пришлось использовать терминальный доступ на сервер. В таком варианте много тонких моментов, как например, подключение удалённого принтера с двусторонней печатью (это отдельный триллер в двух частях), но он рабочий.
Через клиентское приложение можно в реальном времени наблюдать за движением машин. На картинке размечены дороги, поля, типы культур на этих полях, ну и, конечно, сама техника с номерами и подписями:
Коллеги говорят, что осталось добавить функцию выделения нескольких объектов и отправки их на точку для выполнения работ — директору станет намного интереснее.
Теперь несколько слов о датчиках. Ими оборудуются все машины совхоза: тракторы, комбайны, грузовики. Они отслеживают уровень топлива, массу груза и самое интересное — координаты.
Чтобы установить датчики на некоторые машины, нужно почти наполовину их разобрать. Например установка датчика груза влечёт полный демонтаж кузова.
Координаты, разумеется, снимаются с чипа ГЛОНАСС. Это позволяет следить за местоположением и скоростью объекта. То ли из-за текущего состояния нашей системы навигации, то ли, что более вероятно, из-за реализации её в терминалах ВИСТ-групп, объекты иногда пропадают с карты и появляются через некоторое время в другом месте. Было у нас ещё предположение, что это НЛО, но доказательств пока нет.
Датчики топлива — отдельная и длинная история.
Вместо поплавков в баки ставят объёмные датчики. Измерение происходит с помощью специальной шкалы, которая засовывается в бак. Почему нельзя было реализовать съём этих данных со штатного датчика, остаётся загадкой. Можно было бы ещё сложностью объяснить, почему этого не сделали на туканах или ягуарах — возможно, это какие-то непростые схемы, механизмы, но Камазы, МТЗ? В них ведь всё просто, как 3 копейки. А с новыми датчиками проблем выше крыши. Шкала эта отрезается от длиной заготовки длиной около метра вручную. То есть погрешность в пару сантиметров тут скорее норма, нежели исключение. С такого рода датчиками каждый автомобиль нужно тарировать (калибровать) отдельно. То, что верно для одного КамАЗа, совсем необязательно будет работать на другом — разные объёмы, разные длины датчиков. Стоит ли объяснять, какой простор тут для разгильдяйства? Стоит, пожалуй:
- Тарировать один автомобиль и применить эту формулу для всех других;
- Поставить датчик так, что через несколько недель он или его детали превращается в труху от трения;
- Поставить датчик так, что он будет мешать стандартному и сломать стандартный, чтобы он не мешал новому;
- Просверлить отверстие в корпусе трактора, потому, что иначе датчик туда не лезет;
- Засунуть датчик в такие труднодоступные и непроходимые дебри, что страшно и представить.
У такого подхода есть и ещё один существенный недостаток — сильная чувствительность к крену. Поскольку он измеряет уровень в одной конкретной точке — точке установки, то скачки показаний иногда достигают ста литров.
И самая волнительная часть: как данные передаются на сервер. Всё просто и нисколько даже не волнительно: каждая машина оснащена GPRS-модемом примерно такого плана:
Пропускной способности вполне достаточно, чтобы передать несколько килобайт информации.
Нужно отдать должное — на этой системе ведётся лог событий, и если теряется связь, то данные всё равно будут переданы, когда соединение восстановится.
Вот в общем-то и сказ весь. Я мог бы сказать, что время покажет, будет ли система окупаться, учитывая колоссальные деньги, которые на неё затрачены, но боюсь, что до меня, как и любого другого простого смертного дойдёт не обязательно реальная информация.
Можно присовокупить также к сей истории и менталитет русского человека. Неужели у нашего мужика не хватит смекалки обойти лучшие умы ВИСТ групп и их системы защиты? Датчики сначала снимали, кувалдой сбивали, потом стали замыкать контакты, выдёргивать штекеры, перерезать кабели, перетирать кабели, переламывать кабели. Один даже подключил к ним магнитолу и при её выключении выключался и обрабатывающий терминал.
Из терминалов вытаскивают симки, закрывают приёмники GPS фольгой, вытаскивают или сжигают предохранители. В общем, чего только не придумают.
За время моего пребывания в этих деревнях и работы с местными жителями я понял одну вещь: не ИТ внедрять надо, а в первую очередь людей менять. Весь разброд начинается с них. Над этими людьми нужен тиран, который ударяется в крайность в своей требовательности.
И несмотря на то, что люди будут его ненавидеть и видеть лишь отрицательные качества. Только такой человек может выправить наших сибирских мужиков.
Энергонасыщенный трактор — флагман сельскохозяйственных автопарков в настоящее время. Это мощная, многофункциональная и более дорогостоящая альтернатива прежним моделям сельхозтехники, способная производить намного больший объём полевых работ в связке с навесным оборудованием различного типа. Один энергонасыщенный трактор может заменить хозяйству две — три машины среднего класса.
Своей производительностью данный трактор обязан мощному двигателю, который требует больших затрат на топливо. А мы уже знаем, что в сфере с/х одним из самых распространённых нарушений являются сливы. Но что ещё серьёзнее — проступки Ваших сотрудников могут привести к нарушениям технологий и негативно отразятся на работе всего предприятия.
Одним из важных шагов для контроля энергонасыщенных тракторов может стать установка системы GPS мониторинга с подключением к датчикам важных узлов и механизмов техники.
Мы — эксперты в области спутникового мониторинга транспорта и контроля топлива. Наша компания имеет опыт подключения системы gps мониторинга на таких моделях энергонасыщенных тракторов, как:
- МТЗ 2522, МТЗ 3522 и МТЗ 3022
- John Deere 8530, 8335, 8420
- Fendt 724, 930, 936, 1050.
После внедрения навигации Вы сможете контролировать расход топлива при различных режимах работы, а также узнаете условия эксплуатация Вашей дорогостоящей техники.
1. Рабочее время
2. Контроль топлива
Заправка энергонасыщенного трактора до полного бака в 500л сегодня будет стоить около 770 BYN, а слив объёмом в 15л обойдётся Вам в 23 BYN. Может показаться, что цифры небольшие. Но если представить, что водители каждый день сливают топливо с нескольких единиц спецтехники и делают это весь сезон — Ваше восприятие изменится. Более того наши изобретательные люди не сидят на месте, и с каждым днём в сети Интернет появляется всё больше статей и видеороликов на тему “как слить топливо”.
К счастью, система слежения поможет Вам выявить факт слива. Мы можем подключиться к уже установленному, заводского датчику в тракторе, и при возникновении резкого падения уровня топлива в баке Вам придёт online-уведомление, благодаря которому у Вас появится возможность оперативно отреагировать на махинации водителей.
3. Рабочие моточасы
4. Работа с прицепными орудиями
5. Дополнительные возможности
Благодаря технической гибкости Wialon мы также можем предложить:
- проточные расходомеры для контроля топлива на МТЗ 82, 1221 и Амкодорах;
- специализированные датчики уровня топлива в бак;
- отображение параметров работы двигателя, включая его температуру;
- переносные персональные трекеры для слежения за наемным транспортом или сотрудниками, которые ездят на личных автомобилях;
- ультразвуковой датчик для контроля положения агрегатов техники и мониторинга глубины посева и вспашки;
- удалённое считывание значений весов на проходных и весовых.
6. Интеграция Wialon с Нива СХП
Также Wialon интегрируется с бухгалтерской системой учёта 1с или Нива СХП. Данные по топливу, режим работы водителей, рабочее время техники, обработанная площадь — всё это будет отображаться в Вашей системе учёта. Это поможет Вашим бухгалтерам правильно сформировать зарплатную ведомость для каждого механизатора и в целом упростит учет рабочих процессов предприятия.
Мы подстраиваемся под Ваши потребности и находим персонализированное решение!
Для быстрой оценки эффективности работы спецтехники обратите внимание на столбец “Продуктивность движения”.
Каждое резкое падение уровня топлива в баке система навигации идентифицирует как попытку воровства. Благодаря этому Вы не упустите из виду ни одну махинацию водителей.
В данном отчёте будут отображены такие параметры работы энергонасыщенного трактора, как: отработка, средний расход топлива, начальные и конечные моточасы, а также максимальные обороты двигателя.