Как ориентироваться по gps

Доброго времени суток, уважаемые джиповоды.

Меня очень заинтересовал вопрос про навигацию вне дорог обшего пользования. Сначала я думал просто берешь навигатор загружаешь на него карты Генштаба и все. Почитав пол дня про OziExplorer, понял все очень не просто, вот теперь хотелось услышать как люди этим пользуются, на сколько сложно работать с этим ПО.

Какая версия лучше Рус или Eng,

какие навигаторы используете (марка, модель, цена)

что удобнее навигатор или планшетник (КПК, Ноут бук ) с GPS модулем.

Информация с сайтов без практики тяжело дается, хочется услышать ваши примеры использования Ozi

Проехал две гонки с Ози, сейчас еще Навител купил. Пиши в личку, отвечу на вопросы.

5 или уже 6 лет пользуюсь КПК с Виндой Мобильной + Озик.Генштабовские карты устарели сильно.
На «большом» компутере SAS — Планета, в ней, перед поездкой, загружаю спутниковые карты. В зависимости от местности либо гугловские, либо космоснимки, вторым слоем яндекс-карты с названием деревень и рек. Програмка img2ozf конвертит их в озиковые, которые и сливаю в озик на КПК.
Но хочется экранчик хотя бы 7 дюймов, размышляю про нетбук или планшетик типа roverpad.

спасибо за вариант

5 или уже 6 лет пользуюсь КПК с Виндой Мобильной + Озик.Генштабовские карты устарели сильно.
На «большом» компутере SAS — Планета, в ней, перед поездкой, загружаю спутниковые карты. В зависимости от местности либо гугловские, либо космоснимки, вторым слоем яндекс-карты с названием деревень и рек. Програмка img2ozf конвертит их в озиковые, которые и сливаю в озик на КПК.
Но хочется экранчик хотя бы 7 дюймов, размышляю про нетбук или планшетик типа roverpad.

Вот бы подробней про сей момент- «Програмка img2ozf конвертит их в озиковые»?!

Это бесплатная утилита от озика. Конвертит пакетно — указываете папку с заготовленными картами и все :).

А где её брать то… или она в озике в самом есть? Я просто… водила… но хоть чуток надо в этом разобрацо… вдруг штурман пешком пойдет! 🙂

Выбор программы — это дело «религии». OziExplorer — вполне приличная программа, хотя мне больше нравится SAS-планета, при чем в основном с загружеными космоснимками (очень хорошо дает представление о местности и преградах).
Планшет вполне удобен, но с подходящими параметрами намного дороже нетбука, китайский шерпотреп с плохой матрицей, которая бликует даже в тени и тыкается только куском брена, и памятью на борту в пару десятков гиг — точно не лутчший выбор. Потому мой выбор нетбук, — достаточно компактен и с более менее большим экраном ( экран — обязательно матовый, и смотреть который меньше бликует на солнце, это очень важно, когда солнце светит во все окна, и что то увидеть можно только под панелью приборов 🙂 )

Формат соревнований сводится фактически к трем дисциплинам — ориентирование по карте, легенде или GPS. Чтобы без проблем быть готовым к любому из выше перечисленных формату нужно готовиться. Желательно заранее. Хотя живой опыт, многократное участие позволяет весьма быстро освоиться. В интернете уже есть исчерпывающие статьи, которые ответят на все вопросы, касающиеся ориентирования. Поэтому тут я дам просто прямые наводки на статьи с сайта crazyshturman.ru

Ориентирование по карте

Ориентирование по карте подразделяется на несколько видов:

1. Ориентирование в заданном направлении.

В этом виде соревнований необходимо с помощью карты, выданной на старте, найти на местности контрольные пункты (КП). Их местоположения отмечены на карте. Порядок прохождения КП — строго определенный (заданный). За непройденый КП или нарушение порядка прохождения КП — дисквалификация. Путь следования от одного КП к другому КП — произвольный. Дистанция заканчивается на финише, который так же обозначен на карте. Выигрывает тот, кто затратит на прохождение дистанции наименьшее количество времени.

2. Ориентирование по выбору.

В этом виде соревнований необходимо с помощью карты, выданной на старте, найти на местности максимальное количество контрольных пунктов (КП). Их местоположения отмечены на карте. Порядок прохождения КП — произвольный. Путь следования от одного КП к другому КП — произвольный. Время пребывания на дистанции — ограничено (контрольное время прохождения). Дистанция заканчивается на финише, который так же обозначен на карте. Выигрывает тот, кто пройдет наибольшее кол-во КП и не превысит контрольное время прохождения. Превышение контрольного времени прохождения штрафуется. При равенстве результатов выигрывает тот, кто затратит на прохождение дистанции наименьшее кол-во времени.

3. Прочие
Существуют еще несколько видов ориентирования по карте, которые мы сейчас рассматривать не будем.

Обучение ориентирование по карте

Несмотря на различие видов соревнований, суть их одна — нужно максимально быстро попасть из одной точки местности в другую. Поможет в этом карта. Что такое карта? Как ей пользоваться? Какие бывают карты? В чем особенности ориентирования на автомобиле? — об этом наш разговор.
При подготовке статьи использовались метериалы швецкого учебника по спортивному ориентированию для школьников. Не удивляйтесь, что стиль изложения будет несколько «детским». Удачи.

В этом виде соревнований необходимо при помощи легенды, выданной на старте, двигаться по дистанции и находить при этом контрольные пункты (КП). Путь следования от одного КП к другому КП должен точно соответствовать тому пути, который описан в легенде. За непройденный КП — штраф. За нарушение порядка прохождения КП — дисквалификация. Дистанция заканчивается на финише, путь на который так же описан в легенде.
Выигрывает тот, кто затратит на прохождение дистанции наименьшее количество времени.

В статье наглядно приведены примеры как выглядит легенда, какие обозначения она использует и прочие материалы.

Если вы потерялись в лесу

Коротко и ясно рассказывается о ситуации если вы потерялись в лесу. Даныреккомендации по подготовке автомобиля и экипажа.

Ориентирование по GPS

Как правило, соревнования по GPS-ориентированию заключаются в следующем. Вам известны координаты какого-то количества контрольных пунктов. Необходимо найти их как можно больше за отведенное время. Или все за минимальное время.

Ориентирование по карте «в заданном направлении»

1. Получив карту – оценить связность КП, номера пофиг, главное линии, не пропустить дополнительные КП (если они есть и если они вообще именно вам нужны). Просмотреть все листы того что вам выдали, карнет – сразу в самый низ пачки, основную карту – наверх, детализацию по КП – ниже, дополнительные карты (если есть) – еще ниже, обязательно запомнить номера точек которые на них попадают, что бы достать ее в нужный момент.
2. Найти себя, найти направление старта (куда вас направляют на старте), выбрать путь выхода к первому КП, определить первый поворот. При выборе пути учитывать особенности ориентирования вблизи КП! Если есть варианты – выбирать заход с явных или периодических ориентиров (если они указаны), прямой заход через поле, вырубку и т.д. может быть попросту проигрышным!
3. Стартуем.
4. Говорим пилоту приблизительное расстояние и направление выхода на ближайшем перекрестке. По пути к КП выбрать путь выхода, совершенно не факт что это будет сквозной проход, может быть и противоход, и не факт что к следующему КП заход по прямой от предыдущего (см. п.2). При наличии явных перегонов без очевидных ориентиров – сообщать пилоту приблизительное расстояние перегона, дабы он мог разогнаться и не париться на поиски того чего не надо.
5. При подходе к КП заранее выдать информацию пилоту «потом разворот», «будет перекресток, там справа КП, а нам потом на нем налево» и т.д.
6. Вышли на ориентир, вроде бы похоже, но не совсем, КП сразу, где должно быть не нашлось – снова в машину и продолжайте движение по основной дороге! Возможно нужный ориентир чуть дальше, а это просто «замануха» не отмеченная в карте. 🙂
7. Нашли КП, перевернули пачку – там карнет, сверили номер КП (на местности!) с номером клетки – поставили отметку, подряд номера в карнете или нет – пофиг, главное что вы сейчас на нужном именно вам по порядку КП.
8. Все отлично, мчимся дальше, но не рассламляемся. :))
9. Не забываем про дополнительные КП в стороне от маршрута (если нужны), а то потом еще и возвращаться придется.
10. И так далее, до финиша. При выборе ориентиров для захода на КП отдавать предпочтение максимально простому пути в плане ориентирования, даже если он будет длиннее по расстоянию, не стоит забывать еще и о том, что по хорошей дороге и с очевидным ориентированием ваш пилот выдаст большую скорость, нежели по просекам/вырубкам, а это в итоге тоже плюс.
11. Не стоит гонятся за остальными участниками, выбирайте свой путь и свой алгоритм поиска КП, а если ваши пути начнут совпадать с путями лидеров – значит у вас начинает получаться все правильно!

Свободное ориентирование по карте (в частности ночное)

1. Получив карту – охватить взглядом все КП, желательно сосчитать (кол-во как правило известно заранее), дабы не зевнуть чего в стороне от общего скопления точек.
2. Найти себя, сориентироваться по сторонам света. Найти точку финиша!
3. Самое главное. В последние секунды перед стартом успеть спланировать последовательность взятия КП, потом будет поздно!
1) По возможности не надо ехать туда, где КП расположены гуще всего, там (и по пути туда) будет давка. Вам конечно будет проще найти первые точки, потому как в толпе они будут попросту моментально рассекречены (хоть один экипаж да найдет, а остальные просто увидят), но во первых вы не получите уверенности в своих силах, если найдете точку не сами, а во вторых не будете иметь собственного четкого плана, инстинктивно увязавшись за толпой.
2) Охватив взглядом карту, нужно выбрать алгоритм «от меньшего – к большему», а не наоборот. В идеале (если старт и финиш в одном месте) – по кругу (собираем все точки разумеется). Если в разных местах – логичную цепочку.
3) Первую точку круга выбираем желательно вообще не из группы, идеально – если она одна и в стороне (к ней мало кто поедет), но чтобы с нее был логичный путь к следующей и т.д.
4. Сообщаем пилоту куда и как поедем в первый момент (если старт одновременный и он должен успеть вырваться вперед в нужном направлении!). Иногда логично и наиболее удобно стартовать из общего ряда назад, т.е. задним ходом. :))
5. Стартуем.
6. Выходим на КП (не забываем про «заманухи» с похожим ориентиром, но не тем который нужен), берем КП и мчимся дальше (не забываем заранее, еще при подходе к КП, сообщить пилоту в какую сторону мчимся дальше).
7. При построении маршрута к следующим КП стараться выбирать (особенно на ночной гонке!) перекрестки типа «Т-шка» или «упор». Грубо говоря, если есть путь «сейчас прямо, потом налево, через какое-то время будет ветка слева – там КП» и «сейчас налево, потом Т-шка направо, потом до Т-шки – там КП», то лучше конечно выбирать второй вариант, даже если он длиннее по расстоянию. На поиски нужной отворотки налево (а их там банально может быть больше одной, указанной на карте) можно потратить значительно больше времени, чем на более длинный путь.
8. При удачно выстроенном алгоритме выхода на КП и очередности их взятия, вы быстро окажетесь далеко впереди.

Каждый любитель походов и путешествий рано или поздно задумывается о покупке GPS навигатора. Однако перед тем как потратить свои кровные на этот чудо прибор, любой человек поневоле задастся вопросом насколько эффективной будет эта покупка и насколько надёжным помощником данный девайс окажется на практике. В этой статье попробуем разобраться в тонкостях эксплуатации навигаторов в походных условиях, а также об их основных возможностях и базовых приемах ориентирования на местности.

Имея в наличии современный GPS-навигатор, вы всегда без проблем очень быстро и точно сможете определить свое метаположение на местности. Для этого необходимо определить ваши координаты при помощи спутника, далее прибор сохраняет эти данные и наносит их на карту. После этого становится понятно, где вы находитесь и сколько еще следовать к намеченной цели.

Многие скажут, что ориентироваться в лесу можно и при помощи компаса. Тут сложно поспорить, но представьте себе ситуацию, когда по пути следования вам постоянно попадаются различные препятствия, преграждающие обзор. Ну, например, опушки, ложбинки, ямы и пригорки. Имея в руках только компас, вы, может, и дойдете к цели, но поблуждать вам придется немало. Да и приблизительное расстояние, которое осталось пройти в таком случае также будет сложно вычислить.

Вот тут как раз и выручит туристический навигатор, который вы предусмотрительно захватили с собой в поход. Для решения проблемы потребуется всего лишь задать начальную и конечную точки следования. Даже если во время пути вы собьетесь с правильного направления, прибор сразу проинформирует об этом, поэтому вернуться на начальный маршрут не составит особого труда.

Многие путешественники отправляются в поход для посещения какого-нибудь места, после чего возвращаются назад. Сделать это можно, если у вас хорошая память или навигатор в кармане. Причем полагаться на первый фактор может быть опасно, а вот GPS передатчик сбоев не дает, поэтому вы никогда не заблудитесь. При необходимости можно заново проложить оптимальный маршрут движения, указав координаты точки, в которую необходимо попасть.

Перед длительным и сложным путешествием не лишним будет продумать и спланировать свой маршрут – это поможет в последствие не выбиваться из графика. Любой современный навигатор на андроиде позволяет ввести в память ориентировочные точки, следуя по которым вы не отклонитесь от желаемой трассы, что избавит от наматывания лишних километров.

Туристические GPS навигаторы позволяют загружать в них специальные карты в векторном формате. С их помощью можно ориентироваться на местности. К примеру, следуя по заданному пути, вы точно знаете, что в определенном месте необходимо свернуть на проселочную дорогу, а перед вами сразу несколько таких дорог. В таком случае, посмотрев подробную карту можно точно определить правильный путь.

Для тех, кто путешествует по равнинам знать высоту не так уж и важно, а вот если вы отпарились в горы, то данная информация может быть очень полезной. Часто от высоты той или иной возвышенности зависит дальнейшее движение путника. И здесь все упирается в стоимость прибора. Не будем скрывать, что дешёвые GPS навигаторы не очень точно определяют высоту, а вот модели подороже, оснащенные барометрическим альтиметром, будут в самый раз.

Практически все выпускаемые сегодня GPS навигаторы позволяют достаточно точно определить среднюю скорость движения туриста. Этот показатель, конечно, является весьма относительным, так как в дороге всегда могут возникнуть различные непредвиденные обстоятельства. Однако, не смотря на это знать среднюю скорость движения важно для прогнозирования времени, необходимого для преодоления оставшейся части пути.

Многие современные GPS навигатора имеют встроенный компас, но использовать эту функцию не всегда удобно ввиду быстрого разряда аккумулятора устройства, а также специфики его работы. Дело в том, что в отдельных моделях компас работает только в движении. Правда есть у GPS компасов и существенное преимущество – они все время указывают правильное направление в отличие от стандартных магнитных компасов.

Так, вкратце разобрались с основными приемами GPS ориентирования в походах и выяснили, что современный турист, не представляющий свой жизни без активного отдыха, просто обязан иметь с собой навигатор. Это сделает путешествия более удобными, безопасными и позволит сэкономить драгоценное время в походах.

Читайте также:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector