Как оприходовать систему глонасс

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на приобретение и установку оборудования спутниковой системы ГЛОНАСС в рамках одного договора следует относить на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» в увязке с КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд».

Обоснование вывода:
При отнесении расходов на конкретные коды бюджетной классификации по их экономическому содержанию бюджетные учреждения руководствуются:
— Порядком N 209н — в части отнесения расходов на соответствующие коды КОСГУ;
— Порядком N 132н — в части определения соответствующего кода видов расходов (далее — КВР).
Отнесение расходов по оплате обязательств по конкретным договорам на ту или иную статью (подстатью) КОСГУ и КВР зависит, в первую очередь, от экономической сущности осуществляемых расходов. Так, на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ относятся расходы по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование.
В свою очередь, согласно п. 7 СГС «Основные средства» материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета принимаются к учету в качестве основных средств. При этом состав нефинансовых активов, которые относятся к материальным запасам независимо от срока эксплуатации, определен п. 99 Инструкции N 157н.
Как правило, аппаратура спутниковой системы навигации ГЛОНАСС используется более 12 месяцев, выполняет определенные самостоятельные функции и может без особого ущерба транспортному средству быть переустановлена на другой объект или демонтирована. При этом функциональные характеристики самого автомобиля, как правило, не изменяются. Соответственно, постоянно действующей комиссией учреждения может быть принято вполне обоснованное решение об учете такого оборудования в качестве обособленного объекта основных средств (отдельного инвентарного объекта).
Следовательно, при соблюдении описанных выше условий расходы в рамках одного договора на приобретение и монтаж аппаратуры спутниковой системы навигации ГЛОНАСС могут быть отнесены на статью 310 КОСГУ.
В свою очередь, подгруппа видов расходов 240 «Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» обобщает расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на аналогичные закупки, не отнесенные Порядком N 132н к иным подгруппам, элементам видов расходов. В частности, по элементу вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ, услуг, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240. При этом перечни расходов, которые могут осуществляться за счет элемента 244, являются открытыми и не исключают отнесения на эти коды видов расходов иных не упоминаемых в таких перечнях, но аналогичных по экономическому содержанию расходов. В частности, за счет элемента 244 подлежат оплате расходы по приобретению нефинансовых активов.
Таким образом, хозяйственные операции по приобретению и установке оборудования спутниковой системы навигации ГЛОНАСС могут быть отражены следующими корреспонденциями:
1. Дебет 0 106 Х1 310 Кредит 0 302 31 73Х — отражены расходы в качестве вложений в основные средства на приобретение и установку оборудования;
2. Дебет 0 101 Х4 310 Кредит 0 106 Х1 310 — оборудование принято в состав основных средств по сформированной стоимости.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

Ответ прошел контроль качества

4 апреля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Посетитель: Как отразить в учете автотранспортной организации затраты на приобретение и установку тахографов?

В апреле 2013 г. организация, осуществляющая грузовые перевозки, приобрела и установила на эксплуатируемые автомобили 10 тахографов. Договорная стоимость с установкой каждого тахографа составляет 32 450 руб. (в том числе НДС 4950 руб.).

В соответствии с учетной политикой для целей бухгалтерского учета к основным средствам относится имущество, стоимость которого превышает 40 000 руб.
_____________________________________________________________

Консультант: Корреспонденция счетов:

С 01.04.2013 организации, эксплуатирующие транспортные средства на территории РФ, обязаны оснащать их тахографами (абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 1, п. 2 ст. 12 Федерального закона от 14.06.2012 N 78-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»).

Тахограф — техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств. Требования к тахографам, Категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, Правила использования, обслуживания и контроля их работы утверждены Приказом Минтранса России от 13.02.2013 N 36.

Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа, а также с неработающим или с не соответствующим установленным требованиям тахографом повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 3000 руб., на должностных лиц — от 5000 до 10 000 руб. Штраф за нарушение водителем указанных транспортных средств установленного режима труда и отдыха составляет от 1000 до 3000 руб. (ст. 11.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Автомобили, используемые при оказании автотранспортных услуг, учитываются в составе основных средств (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).

Тахограф, имеющий срок полезного использования свыше 12 месяцев и используемый при эксплуатации автомобиля, на котором он установлен, также удовлетворяет требованиям, предусмотренным п. 4 ПБУ 6/01.

Заметим, что тахограф и автомобиль не могут учитываться как один инвентарный объект основных средств, поскольку функции, выполняемые тахографом и автомобилем, различны и не зависят друг от друга (п. 6 ПБУ 6/01). Кроме того, тахограф может быть без ущерба для автомобиля снят с него и установлен на другой автомобиль. Следовательно, установка тахографа на автомобиль не может рассматриваться как модернизация либо дооборудование автомобиля.

Таким образом, приобретенные тахографы учитываются как самостоятельные объекты имущества.

При этом в силу своей незначительной стоимости, не превышающей установленный организацией лимит отнесения имущества к основным средствам, приобретенные тахографы относятся к материально-производственным запасам (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01).

Стоимость тахографов отражается по дебету счета 10 «Материалы» (на специально выделенном субсчете, например 10-12 «Активы стоимостью до 40 000 руб. и со сроком полезного использования свыше 12 месяцев на складе») и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по фактической себестоимости, в данном случае исходя из цены приобретения тахографов (без НДС) (п. п. 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

На дату передачи тахографов в эксплуатацию их стоимость признается расходом по обычным видам деятельности и списывается со счета 10, субсчет 10-12, в дебет счетов учета затрат на производство (п. п. 5, 7, 8, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, п. п. 90, 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально- производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).

Одновременно в целях обеспечения сохранности переданных в эксплуатацию тахографов их стоимость может быть отражена за балансом, например на забалансовом счете 013 «Активы стоимостью до 40 000 руб. и со сроком полезного использования свыше 12 месяцев в эксплуатации» (п. 5 ПБУ 6/01, Инструкция по применению Плана счетов) .

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Сумма НДС, предъявленная продавцом тахографов, подлежит вычету при условии их использования в облагаемой НДС деятельности и наличии надлежаще оформленных счетов-фактур и документов, подтверждающих их принятие к учету (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ).

Налог на прибыль организаций

Стоимость тахографа не превышает 40 000 руб. Следовательно, в целях применения гл. 25 НК РФ приобретенные тахографы не признаются амортизируемым имуществом и их стоимость может включаться в материальные расходы в полной сумме в момент передачи тахографов в эксплуатацию (установки на автомобили) (пп. 3 п. 1 ст. 254, п. 1 ст. 256 НК РФ). Одна из функций тахографа — обеспечивать непрерывную и некорректируемую регистрацию информации о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, следовательно, затраты на его приобретение можно рассматривать и как расходы на обеспечение нормальных условий труда . Данные расходы, предусмотренные законодательством РФ, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Таким образом, затраты организации на приобретение тахографов могут быть отнесены и к прочим расходам на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ с учетом положений п. 1 ст. 252 НК РФ.

Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ). Таким образом, организации следует определить, к какой группе расходов в целях налогообложения прибыли она отнесет стоимость приобретенных и установленных на автомобили тахографов — к материальным или к прочим, и закрепить выбранный вариант в учетной политике (абз. 5 ст. 313 НК РФ).

Материальные расходы, предусмотренные п. 3 ст. 254 НК РФ, а также прочие расходы, предусмотренные ст. 264 НК РФ, как правило, относятся в соответствии с учетной политикой к косвенным расходам, сумма которых в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода (абз. 2, 9, 10 п. 1, п. 2 ст. 318 НК РФ).

Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ

Отражено приобретение 10 тахографов ((32 450 — 4950) x 10) 10-12 60 275 000 Отгрузочные документы поставщика, Приходный ордер
Отражен НДС, предъявленный продавцом тахографов (4950 x 10) 19-3 60 49 500 Счет-фактура
Принят к вычету НДС 68 19 49 500 Счет-фактура
Произведены расчеты с поставщиком 60 51 324 500 Выписка банка по расчетному счету
Отражена передача тахографов в эксплуатацию 20 10-12 275 000 Требование-накладная
Стоимость тахографов, переданных в эксплуатацию, отражена на забалансовом счете 013 275 000 Бухгалтерская справка

Учет системы GPS-мониторинга автотранспорта

Нередко организации для того, чтобы повысить эффективность использования автотранспортных средств, внедряют системы GPS-мониторинга автотранспорта (далее — системы мониторинга).

Рассмотрим возможные варианты учета затрат на приобретение и установку системы мониторинга, а также определим, каким образом учитываются периодические расходы на ее эксплуатацию.

Что представляет собой система мониторинга

Сердцем системы мониторинга является бортовой терминал (GPS-трекер, GPS-контроллер). Данное устройство, как правило, предназначено для установки на транспортное средство и определения на основании спутниковых сигналов координат его местонахождения. Помимо этого многие из существующих бортовых терминалов (далее — терминалы) способны считывать информацию с установленных на автомобиле датчиков о расходе топлива, наличии пассажиров в такси, температуре в рефрижераторе и т.п. Полученная информация автоматически передается терминалом на серверный компьютер по каналам связи (чаще всего сотовой) либо считывается диспетчером вручную по возвращении автомобиля в парк. На сервере информация проходит специальную обработку и направляется пользователям для принятия управленческих решений. При этом сам серверный компьютер для работы в составе системы мониторинга приобретать необязательно. Он может находиться, например, в собственности организации, обслуживающей данную систему и предоставляющей доступ к серверу за плату.

Таким образом, системы мониторинга бывают различной конфигурации. Она, в частности, может включать терминалы, датчики, серверный компьютер с точкой доступа (устройством, обеспечивающим обмен данными между сервером и терминалом), прикладное программное обеспечение.

Является ли система мониторинга в целом объектом основных средств?

Если рассматривать систему мониторинга в целом, то она удовлетворяет условиям отнесения активов к объектам основных средств (далее — ОС) (п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001 №118 (далее — Инструкция №118)):

— оборудование системы мониторинга имеет материально-вещественную форму;

— система мониторинга предназначается для управленческих нужд организации;

— система используется, как правило, длительное время (свыше 12 месяцев);

— способна приносить организации экономические выгоды (доходы) в будущем;

— на момент приобретения оборудования системы не предполагается его последующая перепродажа.

При этом единицей бухгалтерского учета ОС является инвентарный объект ОС (объект со всеми приспособлениями и принадлежностями) или отдельный конструктивно обособленный предмет, а также обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций (ч. 1 п. 5 Инструкции №118).

Согласно ч. 2 п. 5 Инструкции №118 комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Вместе с тем, как видно из общего описания, система мониторинга представляет собой обособленные друг от друга предметы или группы предметов (установленные на автотранспорте), конструктивно не соединенные между собой и способные выполнять свои функции независимо друг от друга. Например, установленные на автомобиле терминал и датчики могут совместно собирать необходимую информацию о состоянии автомобиля и его местонахождении, а также передавать ее независимо от серверного компьютера и других терминалов.

Таким образом, по мнению автора, система мониторинга в целом не является единицей учета ОС.

В связи с этим рассмотрим далее следующие варианты учета затрат на приобретение системы мониторинга:

— при дооборудовании автомобилей — объектов ОС;

— поэлементном учете самостоятельных единиц системы мониторинга в качестве отдельных объектов ОС или предметов в обороте.

Учет затрат при дооборудовании автомобилей

Для того чтобы терминал и дополнительно устанавливаемые датчики выполняли свои функции по сбору и передаче информации, зачастую эти устройства необходимо подключать к бортовому оборудованию автомобиля, а также производить их наладку. В данной ситуации может возникнуть вопрос: является ли проведение таких работ дооборудованием автомобиля — объекта ОС?

Дооборудование — совокупность работ по дополнению технологической схемы объекта конструктивными элементами и системами с получением новых дополнительных возможностей объекта или улучшением качественных и / или количественных технико-экономических показателей. В результате дооборудования изменяется конструкция и комплектация объекта ОС, его стоимость, может пересматриваться срок службы и увеличиваться его ресурс (приложение 5 к Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 №37/18/6 (далее — Инструкция №37/18/6)).

Исходя из того что в определении затрагиваются главным образом технические аспекты, для правильной классификации видов работ по установке на автомобиль устройств системы мониторинга целесообразно учитывать, прежде всего, мнение лица (или лиц — членов приемочной комиссии), осуществляющего приемку данных работ и обладающего необходимыми для этого техническими знаниями.

Приемку работ по дооборудованию автомобиля, выполненных сторонней организацией, по мнению автора, также следует оформлять вышеуказанным актом. Это обусловлено тем, что увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости объекта ОС на сумму затрат по его дооборудованию (п. 20 Инструкции №118), а также изменение его индивидуальной характеристики (в части комплектации автомобиля) отражается в инвентарной карточке или инвентарной книге учета ОС. Данные регистров заполняются на основании первичных учетных документов: актов приемки-передачи, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, изготовление, перемещение и выбытие объектов ОС (п. 8 Инструкции №127).

Следовательно, информация о видах проведенных работ, об увеличении первоначальной (восстановительной) стоимости автомобиля и изменении его комплектации должна отражаться в первичном учетном документе (акте приема-сдачи), подписанном членами комиссии или лицом, осуществлявшим приемку дооборудованного ОС.

Таким образом, если, по мнению лиц, принимающих выполненные работы по установке на автомобиль дополнительных устройств, имеет место дооборудование автомобиля (объекта ОС), сумма затрат, связанных с проведением таких работ (включая стоимость устройств), увеличивает его первоначальную (восстановительную) и амортизируемую стоимость (п. 9 Инструкции №37/18/6).

Поэлементный учет системы мониторинга

Устройства, которые не требуют монтажа или установка которых не является дооборудованием автомобилей, учитываются в качестве самостоятельных объектов. При этом механизмы, соответствующие условиям отнесения активов к объектам ОС и предназначенные для выполнения определенных самостоятельных функций, могут учитываться в качестве самостоятельных объектов ОС (единиц). В учете они оцениваются по первоначальной стоимости, включающей затраты на их приобретение, установку и наладку (п. 11 Инструкции №118).

Между тем устройства, стоимость которых при приобретении не превышает лимит стоимости активов, учитываемых в составе средств в обороте (но не более 30 базовых величин за единицу), могут относиться к средствам в обороте (п. 4 Инструкции №118).

Выделение амортизируемого имущества из всего состава имущества организации, а также распределение объектов ОС по видам, группам и позициям осуществляется комиссией по проведению амортизационной политики на основании классификации амортизируемых ОС (п. 1, 3 приложения 1 к Инструкции №37/18/6).

Помимо устройств системы мониторинга для ее функционирования также могут приобретаться необходимые компьютерные программы прикладного назначения. Стоимость таких программ учитывается в составе расходов будущих периодов (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденного Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001 №118), которые в дальнейшем списываются на затраты в порядке, определенном учетной политикой.

Таким образом, устройства, которые не требуют монтажа или установка которых не является дооборудованием автомобилей, учитываются как объекты ОС либо как отдельные предметы в составе средств в обороте в зависимости от стоимости каждого устройства, а также исходя из установленного в учетной политике лимита стоимости активов, относимых в состав средств в обороте.

Расходы по эксплуатации системы мониторинга

В ходе эксплуатации системы мониторинга субъекты хозяйствования зачастую несут периодические расходы на оплату услуг связи по передаче данных, услуг, связанных с сопровождением системы мониторинга (например, предоставление обслуживающей организацией доступа к серверу системы).

затрата мониторинг автотранспорт дооборудование

Читайте также:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector