Модуль устройства включает:
- кнопку для вызова экстренных служб;
- устройство спутниковой связи;
- источник автономного питания;
- устройство для связи с диспетчером (микрофон/динамики).
Также терминал ГЛОНАСС может быть укомплектован различными датчиками, такими как гироскоп, уловитель дыма, акселерометр и тд. Расположение автотранспорта, попавшего в ДТП, производится с помощью взаимодействия модуля мониторинга в устройстве с спутником ГЛОНАСС.
Производится в несколько этапов:
После завершения всех работ, владельцу транспортного средства выдается СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства), необходимое в получении ПТС на таможне, а также постановке авто на учет в Госавтоинспекции.
Инфраструктуру для работы системы можно разделить на 3 основных части:
1. Устройства вызова экстренных служб, устанавливаемые в автомобили (по стандарту eCall эти устройства называются IVS — In Vehicle System) и осуществляющие сбор и передачу данных от Автомобиля
2. Инфраструктура мобильной связи, по сути, единый виртуальный оператор сотовой связи (MVNO), базирующийся не на одном, а сразу на всех реальных операторах мобильной связи. Таким образом, в случае экстренного вызова, достаточно иметь покрытие любого из действующих на территории РФ операторов мобильной связи, что в свою очередь существенно увеличивает зону действия системы. Также, с целью обеспечения максимального покрытия, в качестве опорной технологии для передачи данных выбран обычный GSM.
3. Инфраструтура приема и обработки вызовов (по eCall — PSAP — Public Safety Answering Point), представляющий из себя большой колл-центр для приема и обработки звонков.
Так как система изначально разрабатывалась для работы в местах, где может отсутствовать мобильное интернет соеденение (даже GPRS есть не всегда) был придуман протокол, позволяющий все равно передать небольшой объем экстренных данных, называемых Минимальным набором данных (МНД). Суть этого протокола в том, что вся передача данных происходит внутри Голосового GSM канала, почти как DialUp модемы в середине 2000-х, однако более помехоустойчнивого, с поддержкой временной синхронизации и ARQ.
На рисунке ниже показана временная характиристика передаваемого от IVS (Uplink — Figure 1) и от PSAP (Downlink — Figure 2) сигнала (внутри голосового канала):
Передача данных в тональном модеме в общем случае состоит из 3-х этапов:
1. Синхронизация (Figure 1 — левая часть)
2. Готовность к передаче данных (тишина на Figure 1 и передача сообщений StartMSD на Figure 2)
3. Передача ‘экстренных данных (правая часть Figure 1, состоящая из 3-х блоков (в данном случае самый первый, это синхропоследовательность, далее 3 блока — это полезные данные, а остальные — это дополнительная избыточность для повышения помехоустойчивости). Причем дополнительных блоков может быть еще больше, что в свою очередь повысит вероятность успешного декодирования.
Если кому то интересно, более детально принцип работы тонального модема можно изучить в открытом стандарте ETSI TS 126.267.
После получения и декодирования данных из канала на стороне PSAP имеется закодирование с помощью АСН.1 сообщение вида:
01580D0010410410410410410410410414100000000FFFFFFFFFFFFFFFFFF8020080200030104012328E
E6400400000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000
00000000000000000000002000000080000000000000080000000000000004000800000000000000000000000000
000000000000
На значения внутри пакета можно не смотреть, это всего лишь пример, в который заранее были закодированы тестовые данные, он нужен лишь для понимания структуры и объема передаваемой информации.
Как было сказано ранее, ЭРА-ГЛОНАСС отличается от системы eCall. Помимо базовой информации:
- VIN транспортного средства
- Тип автомобиля (легковой, грузовой, мотоцикл, автобус и.т.п.)
- Тип топлива (бензин, газ, дизельное топливо и т.п.)
- Количество пристегнутых ремней безопасности (для примерного определения количества пострадавших)
- Геолокационные данные, в том числе о траектории движения
- Времени наступления события
- Дополнительной контрольной информации о типе активации, валидности координат и.т.п.
передаются еще и дополнительные данные ERAGlonassAdditionalData:
- о тяжести ДТП (расчитвается по формуле из ГОСТ на основе профиля ускорения, полученного от акселерометров на борту IVS)
- о месте первоначального удара (спереди, сзади, сбоку, с переворотом транспортного средства)
- и о состоянии устройства вызова экстренных служб
Надеюсь, эта статья была полезна, однако если есть какие-то моменты, о которых хотелось бы узнать подробнее, пишите в комментариях и, возможно, я расскажу о них в следующей статье. До новых встреч!
Лаборатория Интернета Вещей
Сколковский Институт Науки и Технологий
При установке на транспортное средство терминала для связи с экстренными службами обязательно выполняется активация ЭРА ГЛОНАСС. Без успешного завершения этой операции пользоваться системой (а значит – и эксплуатировать автомобиль, не нарушая нормативных требований) не получится.
В большинстве случаев активация ЭРА ГЛОНАСС входит в пакет услуг по оснащению ТС терминалом. Но если устройство было установлено на машину ранее, то заказать услугу можно и отдельно.
Активировать терминал спутниковой связи нужно для решения двух задач. Во-первых, в ходе этой процедуры проверяется функционирование всех звеньев цепи, по которой к диспетчеру поступает информация о ДТП. Во-вторых, активация ЭРА ГЛОНАСС на автомобиле требуется для идентификации установленного на технике устройства.
Сама процедура упрощена и автоматизирована:
- При подготовке к операции специалист сервисного центра проверяет правильность подключения элементов: терминала, коммуникаций, тревожной кнопки, датчиков, антенн и т.д.
- Затем устройство включается и запускается его автоматический тест. Встроенный алгоритм проверяет правильность присоединения клемм, питание, заряд аккумулятора.
- Следующий этап — проверка связи с диспетчером. При этом проверяется, насколько хорошо микрофон записывает звук (воспроизводится контрольная фраза), а также оценивается работа динамика.
- Завершает процедуру контрольный звонок к диспетчеру. Эта возможность предусмотрена нормативными документами, потому такой звонок не расценивается как ложный вызов.
Результатом процедуры будет идентификация АВЭОС (аппаратуры вызова экстренных оперативных служб) с одновременным включением терминала в базу активных устройств. Владелец автомобиля также получает возможность убедиться в том, что в нужный момент информация о ДТП быстро и без искажений попадет к экстренным службам.
Как правило, цена активации включается в общую стоимость оснащения машины терминалом ЭРА ГЛОНАСС. Итоговая сумма формируется из расходов на покупку самого прибора и комплектующих для установки, а также оплаты услуг по монтажу, тестированию и оформлению документов.
Цену активации при заказе ее в качестве отдельной услуги вы можете узнать из прайс-листа по запросу.
Невысокая сложность процедуры обеспечивает минимальные сроки ее выполнения: активировать оборудование можно меньше чем за час. Если же вам нужно полностью переоснастить машину (т.е. требуется также монтаж терминала с тревожной кнопкой), то на работу потребуется от 3-4 часов до 2 дней в зависимости от сложности задачи.
Заказ установки и идентификации АВЭОС в компании МОТУС будет оправдан не только из соображений экономии времени и денег. У нас есть все необходимые разрешения и сертификаты, которые нужны для установки, настройки и монтажа оборудования для экстренного информирования спасательных служб.
При этом и монтаж оборудования, и активация ЭРА ГЛОНАСС в нашем сервисном центре будут выполнены качественно, так как наши специалисты имеют большой опыт работы с большинством марок автомобилей и моделей терминалов АВЭОС, и мы знаем нюансы их правильной установки.