Что такое система глонасс на транспорте как ей пользоваться

Система ГЛОНАСС за последнее десятилетие стала привычным, а во многих случаях обязательным инструментом глобальной навигации. Российский комплекс, основанный на трансляции сигнала со спутников, доступен пользователям из РФ и других государств. Сегодня это одна из двух глобально ориентированных систем, открывающих бесплатный доступ к навигационным сервисам. В чем же ее особенности отличия от второго комплекса — GPS — и практическая польза?

В 2001 году программа развития комплекса была принята на федеральном уровне, и после первой стадии модернизации наземного оборудования и увеличения количества спутников многократно возросла его точность. К 2010 году удалось развернуть систему для полного покрытия планеты.

Спутники, которые используются в ГЛОНАСС:

  • находятся на высоте 19,4 тыс. км;
  • развернуты по трем орбитальным плоскостям и наклонены на 64,8 градуса — это сделано для более полного охвата полярной области, в которой находится немалая часть РФ;
  • передают сигнал с направленностью в 38 градусов, круговая поляризация правая.

Чтобы определить гео-координаты с достаточной степенью точности, достаточно соединения хотя бы с четырьмя спутниками. Система устанавливает долготу и широту, высоту объекта и время, в которое сняты эти параметры, сообщение с показателями отправляется на принимающие клиентские устройства. Они, сопоставляя время отправки и получения, определяют дистанцию до спутников и, благодаря этому — местонахождение объекта, на котором установлены. Так осуществляется мониторинг движущейся техники, устанавливаются координаты.

Погрешность измерений отличается на 10 и более метров, в зависимости от климатических факторов, ограничений по безопасности, качества техники для приема и других факторов. Пользовательские устройства принимают два типа сигналов — FDMA и CDMA. Они, в свою очередь, могут быть открытыми и защищенными, особо точными, передавать сообщения в разных сигнальных форматах.

ГЛОНАСС-мониторинг по принципу измерения практически аналогичен второму глобальному комплексу — GPS. Однако разница между ними есть. В первую очередь это положение группировок. Спутники у американской Navistar расположены по шести плоскостям, орбиты вращения у них круговые. Благодаря этому в каждой точке земного шара обеспечен прием минимум с 6 из 24 аппаратов, из-за чего говорят о большей точности GPS. Конкретный показатель зависит от многих факторов, поэтому для повышения качества измерений разумно использовать обе системы.

Орбиты спутников GPS

Орбиты спутников ГЛОНАСС

Другие отличия ГЛОНАСС:

  • отсутствие у спутников резонанса — нет синхронности, поэтому стабильность аппаратов выше, корректировать их не нужно в течение всего срока эксплуатации (но он ниже, чем у американской системы);
  • большая, по сравнению с GPS, дешевизна оборудования для поддержки работы системы, что обеспечивает финансовую выгодность для коммерческих пользователей;
  • лучшая защита от сбоев благодаря функционированию на других частотах и разделению сигнала — это снижает опасность его потери и ухудшения из-за естественных, архитектурных и технических препятствий;
  • учет потребностей российских пользователей, актуального законодательства РФ и так далее.

Отслеживание местоположения стационарных и перемещающихся объектов — основная практическая функция системы. Ее можно применять для определения местоположения пользователей, находящихся в местах, где не работают мобильные телефоны. Расходы на эксплуатацию устройств, поддерживающих ГЛОНАСС, минимальны — она бесплатна.

Мониторинг — контроль положения и перемещения движущихся объектов — используют в государственном, оборонном секторе, а также в бизнес-целях, для оптимизации работы транспорта предприятий, компаний, служб логистики и грузоперевозок. Устройства для связи с ГЛОНАСС устанавливают на частные и коммерческие автомобили. Во втором случае предприятие-владелец автопарка получает доступ к гибкому и современному инструменту оптимизации транспортных расходов.

Основные функции мониторинговой бизнес-системы:

сквозное слежение за транспортом, движущимся по коммерческим маршрутам — определение местоположения, отклонений от заданного пути, простоев;

организация непрерывного диспетчерского контроля за работой автопарка;

защита транспорта от угона, повышение безопасности перевозки пассажиров и грузов и так далее.

Система, схожая с европейским аналогом eСall и технически совместимая с ней, была введена в эксплуатацию в 2015 году. Она повышает безопасность пассажирских и грузоперевозок, и с 2017 года обязательна к применению по условиям техрегламента ТС. Транспорт, выпускающийся в обращение, должен оснащаться устройствами для связи со службами экстренного реагирования — смартфонами с картой, модемом, навигационным блоком и SOS-кнопкой. Сведения о них необходимо вносить в паспорт ТС. Документ-одобрение выдается на трехлетний срок, изготовители и импортеры должны получать на новые модели сертификаты соответствия.

Система работает по следующему принципу:

  • датчики, установленные в транспорте, срабатывают при ударах, нажатии на тревожную кнопку, опрокидывание кузова;
  • автотерминал определяет координаты местонахождения ТС, количество людей, скорость перед аварией, перегрузки, данные о машине;
  • информация передается по сотовой сети в центр обработки;
  • операторы связываются с людьми в ТС или, если это невозможно, удостоверяются, что вызов не ложный и передает вызов спасательной службе.

Наиболее наглядно преимущества системы ГЛОНАСС реализуются при ее применении для нужд бизнеса. Благодаря более доступной, чем у GPS, стоимости, комплексы выгодно размещать на коммерческом транспорте. Цена оборудования и поддержки постоянно оптимизируется, что повышает финансовую привлекательность ГЛОНАСС-мониторинга. При этом предприятия, транспортные и логистические компании могут оценить все преимущества прогрессивного спутникового слежения:

  • автоматическое определение маршрута, местоположения, скорости ТС с помощью трекеров-маяков обеспечивает полный контроль сохранности автотранспорта, позволяет предупредить отклонения от пути, простои и опоздания, нарушения водителями трудовой дисциплины и скоростного режима;
  • скоростная обработка, сохранение данных позволяют моментально отреагировать на внештатную ситуацию и получить доступ к развернутому анализу информации, чтобы улучшить логистику и, в конечном итоге, повысить прибыльность компании;
  • дополнительно устанавливаемые топливные датчики позволяют отследить количество горючего, его расход, ГЛОНАСС-комплекс определяет места заправки ТС, что минимизирует риски слива топлива, замены его менее качественным и уменьшает транспортные издержки предприятий;
  • владельцы компании, руководство транспортной службы получают информацию о безопасности грузов и сотрудников, надежную и постоянную связь с водителями и множество других преимуществ.

ГЛОНАСС – навигационная система, помогающая автомобилистам и предпринимателям решать множество задач. Первоначально она была разработана для военных нужд, однако в последнее время ее стали использовать и в гражданском секторе. В этой статье мы расскажем о том, как работает система ГЛОНАСС, а также поговорим о задачах, которые можно решать с ее помощью.

Как же работает ГЛОНАСС и что представляет собой? Он является глобальной системой, позволяющей определять координатное расположение объекта. Высокая точность достигается при помощи взаимодействия космических спутников, специального наземного оборудования, а также передающего и принимающего сигналы устройства, установленного на автомобиле или любом другом транспортном средстве. Кроме того, точность позиционирования может быть повышена за счет использования информации от GSM-станций. Особенно это касается езды по городу.

Как работает навигация по ГЛОНАСС:

    Навигационное оборудование отправляет запрос на подключение к специальным спутникам, вращающимся вокруг Земли; Чем больше спутников ответит приемнику, тем выше точность позиционирования (для нормального определения координат требуется не менее четырех штук); После соединения от них начинает поступать информация о собственном расположении, а также о времени ответа; Микропроцессор, встроенный в приемник, анализирует полученную информацию и проводит сравнение; На основании разницы между ответами спутников и их расположением рассчитывается примерные координаты приемника и, следовательно, автомобиля; Эти действия непрерывно повторяются, что позволяет в реальном времени отслеживать координаты транспортного средства, его направление движения, а также скорость. Однако необходимо учитывать, что с ее увеличением точность работы приемника несколько снижается.

На сегодняшний день функционируют 24 спутника, что позволяет точно определять координаты на всей территории России и на доброй половине всего земного шара.

В отличие от популярной американской системы GPS, которая, кстати, охватывает всю планету, ГЛОНАСС обладает большей надежностью за счет более удачно подобранных орбит. В скором времени планируется запустить еще несколько космических аппаратов, что намного повысит стабильность системы.

Важно! В некоторых случаях точность определения координат может сильно отличаться. Это связано с топографией местности (например, если водитель едет по туннелю, в который сигнал не может проникнуть в принципе), текущими погодными условиями, а также конкретными спутниками, которые ответили приемнику. Например, если устройству ответили четыре космических аппарата с восточной стороны и ни одного с западной, это может исказить алгоритм расчетов.

Мониторинг местоположения автомобиля – уникальная возможность, помогающая как простому автолюбителю, так и предпринимателю. Вот лишь небольшая часть возможного применения:

    Навигация в незнакомой местности. Сегодня никого не удивит наличие навигатора либо в машине, либо в смартфоне. С его помощью автолюбитель может построить требуемый маршрут с пошаговой инструкцией. Кроме того, современные устройства могут подгружать карты через мобильную сеть, а также определять загруженность дорог и предлагать оптимальные маршруты с ее учетом. Производители подобных устройств постоянно обновляют свои навигационные карты, сохраняя информацию в системе актуальной; Мониторинг транспортных средств предприятием. Раньше бизнесменам приходилось тратить немало денег на потери топлива из-за использования водителями служебных машин в личных целях. Применение системы ГЛОНАСС исключает этот вариант, ведь диспетчер будет видеть полный маршрут машины. Таким образом, можно вычислить примерный расход топлива, время простоя (и, следовательно, отдыха водителя), а также отклонения от маршрута, доказывающее использование автомобиля в собственных целях. Если нарушения подтвердятся, то такому водителю можно выписывать штраф, ведь доказательства, что называется, налицо; Применение в автосигнализациях и противоугонных системах. С помощью приемника ГЛОНАСС, установленного в трекере, владелец может получить информацию о местоположении угнанной машины, что позволит быстро ее найти. Обмануть такую систему очень сложно, поскольку она располагается в труднодоступном месте и работает на нескольких частотах сразу; Использование в беспилотных автомобилях. ГЛОНАСС, как и любая другая навигационная система – незаменимый компонент беспилотника. Подобные технологии пока тестируются, но практически все специалисты прогнозируют постепенное вытеснение обычных автомобилей беспилотными.

Устройство ЭРА ГЛОНАСС применяется также для экстренного вызова спасателей. Поговорим об этом подробнее.

Система представляет собой мобильный телефон с сим-картой, настроенной на работу с любым оператором мобильной связи и предназначенной для вызова экстренных служб.

Вторым ее компонентом является модем, передающий необходимые данные спасателям.

Третий компонент – усиленная антенна, осуществляющая прием сигнала даже на сложных участках дороги. И, наконец, четвертый компонент – навигационный приемник ГЛОНАСС. Кроме того, современные модули системы также комплектуются специальными датчиками, которые устанавливаются на автомобиле. Они реагируют на сильные удары или на переворот машины.

В салоне водителя располагаются микрофон с динамиком для разговора с диспетчером, а также тревожная кнопка.

Как работает система ЭРА ГЛОНАСС:

    При нажатии тревожной кнопки либо после срабатывания датчиков от устройства поступает сигнал диспетчеру; Оператор дозванивается до водителя и пытается с ним связаться (для разговора используются микрофон и динамик, установленные в автомобиле); Если выйти на связь не удалось, либо в случае подтверждения факта ДТП самим водителям, диспетчер передает информацию в службу спасения; Спасатели немедленно выезжают на вызов без подтверждения, поскольку им передаются точные координаты места аварии.

Преимущества такой системы очевидны. Давно известно, что большинство смертей случается не во время дорожно-транспортного происшествия, а гораздо позже из-за несвоевременного появления спасателей. Система ЭРА ГЛОНАСС решает эту задачу.

Кроме того, устройство полностью совместимо с аналогичными европейскими решениями, что позволяет получить помощь не только в России, но и за границей.

Многие водители переживают за сохранность своих личных данных, поскольку устройство экстренного вызова следует в обязательном порядке устанавливать на все новые автомобили. Нередко можно услышать высказываемые опасения насчет передачи информации о маршрутах третьим лицам, а также о прослушивании всех разговоров в салоне через установленные микрофон и динамик. Однако производители приборов опровергают все эти данные. По их заверениям, устройства собирают лишь такую информацию, как:

    Показания датчиков скорости и ударов, необходимые для срабатывания устройства; Информацию о задействовании кнопки, расположенной в салоне; Данные, полученные от водителя в момент разговора с диспетчером, если он состоялся; Номер, а также марка автомобиля; Скорость, с которой произошло столкновение; Тип двигателя и используемого топлива; Информация о количестве пассажиров (считается по числу пристегнутых ремней безопасности); Данные о местоположении машины, полученные от навигатора.

Все компоненты системы изготовлены из прочных материалов, чтобы их невозможно было повредить при аварии. Кроме того, система снабжается усиленной антенной для более качественного приема сигнала. Последнее особенно актуально при поездках по области, поскольку покрытие сотовой связи в таких районах оставляет желать лучшего.

Отдельно следует отметить, что ЭРА ГЛОНАСС имеет на борту собственные элементы питания, которых обычно хватает на несколько часов работы устройства, если в результате ДТП оно отсоединилось от бортовой сети автомобиля. Также элементы включаются, когда аккумулятор находится в разряженном состоянии либо генератор не выдает достаточного напряжения для работы прибора.

Модули системы могут работать в нескольких частотах сразу, что исключает возможность использования глушилок или других приборов, снижающих эффективность механизма.

Все компоненты ЭРА ГЛОНАСС в обязательном порядке пломбируются перед установкой. Это делается для того, чтобы исключить возможность их вскрытия и перепрошивки программного обеспечения.

Навигационная система ГЛОНАСС позволяет автомобилистам и предпринимателям решать множество задач. Мониторинг, навигация, вызов службы спасения, контроль за временем водителя – вот далеко неполный список преимуществ этой технологии. Производители постоянно работают как над самой системой, так и над разработкой решений на ее основе, позволяющих сделать использование автомобиля еще удобнее и комфортнее. Отдельно следует сказать и о точности определения координат, которая постоянно повышается при запуске новых спутников на орбиту.

Из этого материала вы узнали, как работает СН ЭРА ГЛОНАСС, что представляет собой и каковы ее преимущества. Кроме того, постоянно ведется работа по ее совершенствованию, хотя уже сейчас можно сказать, что ГЛОНАСС как навигационная система полностью оправдывает свое использование.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Невозможно представить современные поездки на автомобилях на дальние расстояния без использования навигатора. Востребованность в нем чувствуют не только автомобилисты, но и туристы, путешествующие по незнакомым местам. Многим уже известно, что ГЛОНАСС – это навигационный комплекс, помогающий определить наиболее подходящий маршрут и дающий во время поездок подсказки о необходимости определенного маневра. Для жителей мегаполисов особый интерес представляет функция с оповещением о наличии пробок впереди.


В названии системы заложена расшифровка сути ее работы – навигации, позволяющей следить за расположением в конкретный момент интересующего объекта. Запущенный еще в 1982 году, проект получил свое успешное развитие, делая доступным свой функционал большинству простых граждан.

Глобальная навигационная спутниковая система, известная как ГЛОНАСС, конкурирует с другой, не менее успешной системой GPS, также охватывающей своим действием весь земной шар. Для азиатских стран была внедрена региональная система Бэйдоу, позволявшая вести отслеживание в Китае, Индии, Монголии, Японии и множестве других восточных стран, включая российскую зону Дальнего Востока.

Сравнивая две наиболее популярные системы, GPS и ГЛОНАСС, можно отметить их успешную работу по геопозиционированию в рамках единой схемы, использующей эффект допплеровского смещения. Уровень точности сведений, передаваемых системами, во многом зависят от того, сколько спутников находится на орбите.

Число спутников американской системы больше, чем в ГЛОНАСС – на орбите насчитывалось до 31 спутника навигации в 2013 году, в то время, как ГЛОНАСС только стремится его превзойти. 24 спутника, поддерживающих систему ГЛОНАСС, работают, прежде всего, с нацеленностью на обеспечение лучшего сигнала по российской территории.

Если сбудутся планы по объединению мощностей ГЛОНАСС и Бэйдоу, система мониторинга увеличит свои возможности многократно.

Стремясь к самому точному и быстрому определению местоположения отслеживаемого объекта, обе системы пока еще далеки от идеальных показателей. Если учитывать применимость ГЛОНАСС в различных местах планеты, отставание этой системы более очевидно: погрешность сведений составляет до 6 метров, в то время как американская навигация обеспечивает точность до 2-4 метров.

Для использования в автомобильной сфере подобные погрешности не имеют принципиального значения, тем более, что большинство навигаторов, используемых в России, могут обеспечивать прием данных в обеих системах, обеспечивая точность приема (как правило, на орбите одновременно находится в пределах видимости до 15 спутников.

Еще одна особенность — число каналов приема. Оптимальная эффективность работы навигатора обеспечивается 60 каналами, позволяющими принимать сигналы с 12 спутников, и дополнительные сигналы, поступающие при отражении с поверхностей.

Обе системы предполагают два варианта использования: в мирных целях для гражданского населения и зашифрованное отслеживание, применяемое вооруженными силами.


Современные возможности ГЛОНАСС позволяют выполнять информационную поддержку пользователей по всему миру, невзирая на особенности климата, географическое положение, особые условия. Навигационные услуги ГЛОНАСС предоставляются пользователям бесплатно, как и в системе GSM.

Современные автомобильные навигаторы могут представлять собой не только отдельные бортовые устройства, но и внедряться в сотовые телефоны.

Помимо использования привычной навигационной функции, ГЛОНАСС имеет широкое распространение при выполнении геодезических работ. В сельском хозяйстве без ГЛОНАСС трудно представить процесс уточнения границ земель. Геодезическая функция также востребована в строительстве – например, при выносе проекта в натуру, топографической съемке.

Технически возможности ГЛОНАСС позволяют добиться точности до сантиметра. Это качество особенно ценится при определении координат прокладки газопровода и т.д.

Для водителей московского региона и Санкт-Петербурга и области оборудование ГЛОНАСС имеет еще одно значение – при попадании в ДТП двух водителей, можно добиться повышенной компенсации в рамках упрощенной процедуры оформления Европротокола.

Зачастую, аварии, совершаемые на автомобилях, не оформляются через европротокол в связи с небольшой суммой компенсации, ограниченной в 50 тысяч рублей. В результате участники ДТП вынуждены ждать приезда инспектора ГИБДД, который зафиксирует обстоятельства аварии в протоколе.

Избежать многочасовых разбирательств на дороге можно водителям, салоны автомобилей которых оборудованы спутниковой системой навигации ГЛОНАСС. Согласно действующему законодательству, получить компенсацию по ОСАГО в размере до 400 тысяч рублей возможно только автомобилистам двух крупнейших регионов при соблюдении следующих обстоятельств:

  • в ДТП участвовало 2 автомобиля;
  • в страховую могут быть представлены фото- и видеоматериалы с места аварии, позволяющие точно определить детали происшествия и выявить виновного;
  • машина должна быть оборудована системой ГЛОНАСС;
  • между водителями была достигнута взаимная договоренность.

Не меньшую ценность представляет собой возможность отслеживания передвижения грузового автомобиля, осуществляющего перевозки на дальние расстояния. Благодаря применению данных, полученных от ГЛОНАСС, появилась возможность учета расхода топлива, а также контроля за соблюдением маршрута водителем ТС.

На видео о системе ГЛОНАСС

Таким образом, ГЛОНАСС прочно вошел в современную жизнь, охватив собой все сферы жизни. Благодаря применению сведений от системы, пользователь может поучить важную актуальную информацию о местонахождении и движении отслеживаемого объекта, а также применять сведения системы при выполнении земельных или строительных работ.

Читайте также:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector