Что такое обзор литературы в проекте

В ходе написания исследовательской работы мы познакомилась с материалами Интернет-ресурсов, статей о жизни и творчестве Г.В. Свиридова, иллюстрациями к его произведениям и аудиозаписям, выпущенным различными фирмами звукозаписи. Материалы условно можно разделить на две части:

— относящиеся к биографическим событиям жизни Г.В.Свиридова;

Оратория – монументальное произведение, которое потребовало от Свиридова применения новых исполнительских и выразительных средств. Свиридов использует в нём большой состав симфонического оркестра с расширенной группой медных духовых (восемь валторн, шесть труб, шесть тромбонов, туба), с включением двух роялей, органа и большого состава хора (от ста шестидесяти до двухсот человек).

Необходимо отметить, что эти произведения использовались частично, только в той мере (те строфы и стихи), которая диктовалась общим замыслом оратории. В обращении с текстом композитор проявил обычную для него свободу и вместе с тем редкостную бережность, чуткость и внимание к главному — к индивидуальным свойствам поэта, к своеобразию его поэтического мира.

До Свиридова считалось, что стихи Маяковского не музыкальны и их нельзя использовать в вокальных произведениях, однако Георгий Свиридов высоко оценил яркий, сильный, новаторский стиль Поэта, который очень созвучен с революционным временем и отвечает содержанию музыки Свиридова. Музыка Георгия Васильевича Свиридова одухотворена поэзией, звучанием русского слова и его смыслом, композитор чувствовал слово и как музыкант, и как писатель

Интересны и своеобразны жанровые оттенки отдельных номеров оратории. Здесь и монологи, и песня-гимн, и сцены. Последние доминируют. Стремление к сценической образности — одна из заметных особенностей оратории. В ней есть действующие лица: народ, выступающий по-разному в различных эпизодах, поэт-трибун революции, образы врагов-белогвардейцев во главе с Врангелем.

При широком обобщении, несомненной эпичности сочинения, музыке свойственны огромная динамика, активность образно-тематического развития. Сценические черты, заложенные в этом произведении, вскоре привлекли к нему внимание театра. Впервые на сцене оно было поставлено режиссером Э. Пасынковым в Новосибирском академическом театре оперы и балета в 1961 году.

В Оратории 7 частей, которые исполняются без перерыва и тесно связаны друг с другом, главная тема – тема Родины, народа, идей революции.

Жанр марша позволяет увидеть грандиозные события Революции. В исполнении большого смешанного хора в сопровождении маршевой поступи оркестра с яркими фанфарными возгласами труб создаетсянапряженная, героическая и торжественная атмосфера.

Лодка шестивесельная стоит у мола.

И над белым тленом, как от пули падающий,

На оба колена упал главнокомандующий.

А дальше на фоне молитвы:

Трижды землю поцеловавши,

Трижды город перекрестил. И под пули в лодку прыгнул…

— Ваше превосходительство, грести? — Грести.

Какая глубокая трагедия. От этих строк отталкивается Свиридов.

Слава тебе, краснозвездный герой,

Ты землю своей кровью вымыл.

В этот последний решительный бой

Шел ты твердынями Крыма.

Настойчивые триоли в оркестровой партии вызывают образы стремительно несущихся в бой всадников с красными флагами, неожиданно резко меняется размер на 6/8. Симфоническое развитие приводит к яркому апофеозу: подвиг героев прославлен в веках. Следующие номера образуют средний раздел оратории. В нём раскрывается образ советского человека в его глубокой любви к Родине, к родной русской земле.

Композитор хочет показать, что не дерзость революционного порыва и не какие-либо усилия в борьбе для достижения победы являются здесь главными. В маленьком оркестровом вступлении, слышно звучание свирели деревенского пастушка. А дальше идет контраст, потому что в стихах Маяковского каждая строфа контрастна.

Землю, где воздух, как сладкий морс,
бросишь и мчишь, колеся, –
но землю, с которою вместе мёрз, вовек
разлюбить нельзя.

Литературный обзор — часть исследования, в которой автор знакомит читателей с контекстом своего исследования и/или его теоретической основой. Важно, чтобы в литературном обзоре была рассмотрена соответствующая теме исследования литература и обоснован выбор именно этой литературы.

Литобзор может включаться во введение или выделяться как самостоятельная глава. Кстати, главу совсем не обязательно называть «Обзор литературы». Это может быть «Теоретическая часть», или название можно связать с основными понятиями работы, например, «Классификации мотивов колыбельных» или «Употребление антонимов в современном английском языке».

Как правило, если литературный обзор становится частью введения, то он не превышает трёх тысяч знаков и описывает лишь ключевые работы, являющиеся теоретической рамкой исследования. Посмотрите на этот пример. Это литературный обзор из бакалаврской дипломной работы по культурологии. В нём автор описывает две статьи, в которых содержатся противоположные точки зрения на проблему, рассматриваемую в исследовании. Автор не пытается подробно пересказать эти статьи, потому что включает литобзор во введение.

Если в рамках вашего исследования имеет смысл выделить литобзор в отдельную главу, то необходимо более подробно описать наиболее важные для вашего исследования работы. В любом случае мы рекомендуем соблюдать несколько правил, чтобы написать качественный литобзор.

  1. Найдите важную фундаментальную работу. Именно она может стать теоретической рамкой вашего исследования. Например, если вы пишете про венецианский карнавал, то литературный обзор стоит начать с описания книги исследователя культуры Михаила Бахтина “Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья”. Если вы пишете про мобильности в современном городе, то в вашем литобзоре должен появиться социолог Джон Урри с его работой “Мобильности”. Если в своём исследовании вы хотите проанализировать какой-то диалект, то литературный обзор может начаться со статей лингвиста Андрея Анатольевича Зализняка, у которого вы возьмете какие-то методологические аспекты.
  2. Используйте только релевантную литературу. В вашем литобзоре не должны появляться сомнительные источники с сайтов типа реферат.ру. Вспомните пару НИПСа на эту тему. Всегда проверяйте, есть ли в источнике, который вы хотите включить в своё исследование: 1) аффилиация автора; 2) ссылки; 3) библиография. Используйте для поиска источников ресурсы ВШЭ, сервисы Google Академия, JStor и другие. Не забывайте советоваться со своим научным консультантом.
  3. Убедитесь, что работы, которые вы хотите рассмотреть в литобзоре, подходят к теме вашего исследования. Не стоит включать то, что очень слабо связано с вашим исследованием, только ради того, чтобы набрать больший объём, или потому что вы хорошо знакомы с этими работами. Когда вы описываете какую-то работу, обязательно объясните, почему именно она необходима для вашего исследования.
  4. Литобзор — это не реферат. Не надо полность переписывать своими словами фрагменты текстов, которые вы включаете в литобзор. Выделите основные тезисы и опишите (но подробно) только их.
  5. Следите за логикой текста. Идеально — если каждая работа, использованная в литобзоре, как-то связана с той, которую вы описали до неё. Можно также объединить описываемые источники и литературу в группы по содержанию, времени написания, позиции авторов и пр.
  6. Всегда ссылайтесь на источники, из которых Вы берёте информацию. Если Вы приводите конкретную цитату, не забывайте указать номер страницы. Разобраться со смыслом ссылок и их оформлением поможет это видео. О том, что считается плагиатом в исследовательской работе, можно почитать тут.

Как вы могли заметить, литературный обзор может быть составлен несколькими способами. Это может быть в том числе:

— сравнение точек зрения нескольких авторов на проблему, которой посвящено исследование;

— детальный разбор основополагающего для вашего исследования труда с перечислением еще нескольких менее важных публикаций по теме;

— рассмотрение наиболее современных публикаций по теме.

В приложении к этой инструкции есть несколько примеров литературных обзоров из разных областей. Посмотрите их, чтобы понять, как можно реализовать описанные правила 🙂

Литературный обзор включает в себя систематизированную информацию об информационных источниках, использованных при написании научной работы. Не является библиографией или рецензией – распространенные ошибки многих диссертантов.

Литобзор – это акцент на значимости проведенных автором исследований, их глубины и актуальности в выбранной сфере по сравнению с трудами ученых, указанных в библиографии работы. Соискатель проводит сравнительный анализ использованной литературы, систематизируя ее по жанру и тематике научных публикаций.

У литературного обзора нет строгих ограничений по количеству букв/слов.

Рекомендуемый объем этой части – 20-30% объема диссертации.

Грамотное написание обзора зависит от правильно-составленного плана. Количество источников зависит от вида научной работы и согласовывается с куратором проекта (научным руководителем). Стиль текста – сравнительно-аналитический, с присутствием авторского мнения по содержанию использованной литературы.

Примечание. Точность формулировки темы научной работы ускорит поиск необходимых литературных источников.

Литературный обзор состоит из трех основных разделов.

Автор определяет самые актуальные проблемы и задачи мирового масштаба по теме научной работы, систематизирует полученные данные, описывает полученные результаты исследований. Если направление диссертации охватывает только территорию Российской Федерации, следует проанализировать вклад российских ученых в решение поставленных задач – это поможет составить объективную характеристику потенциала выбранной отрасли.

Соискатель ученой степени определяет наличие научных школ по тематике своей диссертации. Группировка данных осуществляется по схеме.

  1. Источники систематизируются по принадлежностям к школам
  2. Описание основных характеристик научных школ, их достижений в исследуемой области
  3. Выявление лидеров, их научных публикаций

В этой части диссертант оценивает результаты исследований по выбранному направлению и указывает основные методы их достижения.

Шрифты, междустрочные интервалы, особенности цитирования литературных источников и абзацные отступы регламентируются ГОСТом. Составленный литературный обзор согласовывается и подписывается научным руководителем.

Во вступлении к литературному обзору указывается краткая информация об использованных научных методах исследования. Краткое резюме состоит из тезисов автора, подкрепленных источниками.

Обратите внимание! Отсутствие плагиата, четкое донесение мыслей к читателям без жаргонной и простонародной лексики – залог успешного написания литературного обзора.

Диссертации – это научные работы, посвященные узкой направленности исследований, поэтому для их написания используются специфичные источники. Для составления литературного обзора выбираются только ценные материалы, непосредственно относящиеся к целям и задачам конкретных диссертаций.

В перечне научных школ литературного обзора, автор оставляет ссылку на разработки научного руководителя и его преподавателей. Соответствующие абзацы размещаются в части диссертации, где приводится исторические сведения.

Рекомендуемый объем литобзора для кандидатской диссертации – до 40 листов печатного текста. Для докторской научной работы он составляет 70-80 страниц. Не рекомендуется отклоняться от этой нормы – члены Высшей Аттестационной Комиссии могут воспринять это критично, так как большой объем указывает на заимствование чужих идей, разработок.

Хороший литературный обзор диссертации отображает:

  • умение правильно систематизировать большой объем источников;
  • компетентность в исследуемой отрасли;
  • критическую субъективную оценку предыдущих достижений ученых.

Рекомендуемый объем используемых цитат в научной работе – 10% от общего текста диссертации. Ориентировочное количество источников – не более 200.

Соискатель отображает большую часть материалов в литературном обзоре поцитатно. Обязательно указать номер страницы, автора и название публикации. Ссылки на источники оформляются по требованиям ГОСТа.

Промежуточные результаты диссертационных исследований отображаются в научных статьях, публикующихся в периодических изданиях Высшей Аттестационной Комиссии (ВАК). Наличие литературного обзора – это обязательное требование к соискателю, отображающее хороший уровень теоретической подготовки автора.

Объем литобзора зависит от количества страниц статьи и требований самого журнала. При конкретных практических достижениях автором в выбранной отрасли исследований, обзор составляет 10% научной работы. Рекомендуется располагать его во введении, составляя на анализе пяти использованных источников. Стиль написания – сдержанный, лаконичный, идентичный с текстом диссертации.

В этой части автор изобретения указывает краткие сведения об существующих патентах в выбранной области и данные, взятые из используемой научной литературы.

Основные цели такого литературного обзора:

  • анализ научных исследований конкретной отрасли;
  • изучение технических описаний изобретенных устройств;
  • систематизация данных для выявления тенденций развития в области запатентованной разработки.

В литобзоре указывается характеристика объекта, список идентичных технических решений и их сравнение, заключительная часть, основная на сопоставлении полученных результатов.

Суть такого литературного обзора – систематизация актуальных данных на основе анализа профессиональной и научной периодики разных стран. Позволяет ускорить реализацию масштабных проектов и составить стратегию развития определенного направления.

Работа формируется в три основных этапа:

  1. аргументированная необходимость дальнейшего изучения выбранной отрасли;
  2. прогнозирование дальнейшего развития по предыдущим экспериментам/исследованиям;
  3. заключительная часть – подведение итогов.

Литературный обзор подается в тезисной, сжатой форме. Для сокращения объема, используется иллюстративный материал – таблицы, рисунки, графики.

Эта разновидность литобзора обязательна для научно-исследовательских работ и вспомогательна для квалификационных трудов. Стиль текста – сжатый, лаконичный, доступно-изложенный.

Анализ результатов исследований позволяет автору:

  • разработать инновационные конструкции;
  • модернизировать существующие технологии для решения вопросов конкретной отрасли;
  • повысить рентабельность промышленного предприятия.

Список источников для написания литературного обзора:

  1. магистерские, кандидатские, докторские диссертации;
  2. научные статьи;
  3. публикации в академических журналах;
  4. протоколы тематических конференций;
  5. отчеты профильных компаний;
  6. информативные рекламные публикации в выбранной отрасли.

Читайте также:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector