Что такое обзор литературы в курсовой

Собранные литературные материалы могут быть скомпонованы по хронологическому принципу, описывая этапы исследования проблемы отечественными и зарубежными авторами. Однако логическое построение предпочтительнее. Тогда структура текста может быть примерно такой:

  1. Феноменологическое описание предмета изучения: область проявления, их частота, временные параметры или признаки интенсивности и другие качественные характеристики.
  2. Место изучаемого явления среди других, т.е. его взаимосвязи и взаимовлияния, а также факторы, его обусловливающие.
  3. Рассмотрение с опорой на избранный методологический подход. Выделяемая структура явления.
  4. Сущность, природа явления. Имеющиеся в литературе определения данного явления; разнообразие в его понимании.
  5. Закономерности, которым подчиняется явление.
  6. Прикладное использование явления (свойства или функции).

Обнаруженные Вами в ходе такого анализа малоизученные вопросы, противоречивость теоретических представлений различных авторов, противоречия в имеющихся эмпирических данных и т.п. создают предпосылки для формулирования научной проблемы для обоснования целей эмпирического исследования.

Аналитический обзоp пpедполагает указание на пpотивоpечия в понимании пpиpоды изучаемого явления. Даётся собственная оценка автоpом курсовой pаботы своего видения пpоблемы, её отдельных стоpон.

Обзор литературы по теме курсовой работы имеет большое значение, т.к. одной из её целей является то, что студент должен научиться работать с литературой по возникшей проблеме и самостоятельно изыскивать необходимые для работы источники. Следует помнить, что использование (а тем более заимствование текста учебника) при написании курсовой работы совершенно не допустимо.

Изложение материала теоретической раздела (Главы 1) должно быть самостоятельным и включать именно анализ данных, имеющих отношение к выбранной теме и полученных другими авторами. Объём этой главы должен составлять примерно 1/3 от всего объёма работы (не более!).

Простой пересказ текста и, тем более, плагиат не допустимы. Любые сведения, приводимые в курсовой работе, но заимствованные из литературы (цитаты, цифры, факты, использованные приёмы анализа, формулы, рисунки, таблицы и т.п.), должны обязательно иметь ссылку на источник. Допускается ипользование коротких цитат (2-3 предложения). Большое количество ссылок на различные источники свидетельствует о добросовестной работе студента с литературой и производит хорошее впечатление. Напротив, большое количесво цитат говорит о слабой возможности к анализу проработанного материала и о неумении излагать его своими словами. Изложение материала должно быть конкретным и содержать данные, имеющие отношение только к выбранной теме.

Аналитический обзоp заканчивается уточнением задач исследования, более чёткой фоpмулиpовкой гипотезы исследования. Пеpвоначальная гипотеза может измениться на основании данных, почеpпнутых из источников литературы. Кpоме того, аналитический обзоp может заканчиваться обоснованием собственного подхода к изучению выбpанной пpоблемы.

Курсовая должна включать обзор литературы по теме. Он должен показать основательное знакомство студента с литературой, его умение анализировать и систематизировать источники, критически их оценивать, давать сравнительную характеристику различных подходов к решению поставленной проблемы разными авторами.

В обзоре нецелесообразно стремиться к изложению всего материала источников, перечисляя одну за другой прочитанные статьи и книги. Необходимо раскрывать существо рассматриваемых вопросов, выделить главные положения и ведущие идеи в соответствии с поставленными задачами и собственной логикой понимания проблемы.

Логика обзора литературы может быть основана на:

переходе от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных вопросов;

хронологии исследований в этой области;

подходах к исследованию проблемы;

изучении логических аспектов динамики явлений;

изучении отдельных сторон проблемы.

В первом случае при построении теоретического анализа переходят от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных вопросов.

Во втором случае описывается история изучения проблемы по периодам, основные этапы ее разработки учеными, исследовательские парадигмы.

В третьем случае акцент в анализе делается на различии исследовательских подходов в разных научных школах или у разных групп исследователей.

В четвертом случае в проблеме выделяются предпосылки, ход действий, результаты, факторы, благоприятствующие и препятствующие возникновению явления.

В пятом случае логика рассмотрения проблемы может заключаться, например, в описании основных понятий по проблеме, причины появления проблемы, последствия и методы решения проблемы.

Все рассмотренные типы логики построения теоретической части могут определенным образом сочетаться в зависимости от замысла автора, логики, которую он считает более целесообразной для изложения, и анализа материала публикаций.

Начинать каждый раздел полезно с вводного предложения. Формы его построения могут быть разными. Текст каждого раздела не должен представлять набор выписок из прочитанных источников. Необходимо, во-первых, упорядочить их содержание определенным логическим образом. Во-вторых, нужно стремиться пересказывать их содержание более или менее близко к тексту оригинала, стараясь передать, прежде всего, идеи и факты источника. Это может достигаться за счет частичного переформулирования фразы, ее упрощения, выражения главной мысли за счет опускания несущественных для вашей курсовой фрагментов, слов, выражений.

При этом в тексте должно быть видно, на каких авторов и на какие работы вы опираетесь, т.е. содержание курсовой не должно быть безличным.

Для расширения лексического разнообразия изложения при анализе источников, сравнении точек зрения, ссылке на высказывания и идеи цитируемых авторов, а также при выражении к ним своего отношения можно использовать такие глаголы: анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, излагает, констатирует, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отмечает, отстаивает, определяет, пересказывает, пишет, повторяет, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет, размышляет, разрешает, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет.

Необходимо соблюдать определенные правила цитирования как прямой, так и косвенной речи. В случае прямого цитирования текст оригинала заключается в кавычки («. «) и воспроизводится без каких-либо изменений. Используется такой способ цитирования в тех случаях, когда необходимо обратить внимание читателя на конкретную формулировку той или иной мысли, привести определение понятия, которое дает цитируемый автор. Такие цитаты не следует делать слишком длинными.

Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы во всех случаях, кроме одного — когда эта цитата представляет собой часть предложения автора цитируемого текста. Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающих кавычек часто ставят отточие (. ).

Возможны два варианта оформления цитат. Первый вариант: цитата начинается с прописной буквы, если цитируемый текст идет после двоеточия. Второй вариант: цитата начинается со строчной (маленькой) буквы, если цитата вводится в авторское предложение и органически входит в его состав.

После кавычки, завершающей воспроизведение чужой мысли, дается ссылка на источник.

Косвенное цитирование воспроизводит близко к тексту оригинала чужую мысль, классификацию, фактическую информацию, точку зрения. В этом случае цитата не заключается в кавычки, но после завершения цитирования в скобках обязательно указывается ссылка на источник, из которого она взята. Ссылки целесообразно делать сразу после описания фактов, мысли, точки зрения или указания на соответствующую работу в тексте.

Ссылки выполняют в тексте курсовой две важные функции. Во-первых, это проявление уважения к авторскому праву. Ссылки указывают, кому принадлежит та или иная мысль, классификация, определение, оригинальная точка зрения, подход к изучению проблемы, кто проводил исследования, кто обнаружил определенные научные факты. Во-вторых, ссылки дают читателю ориентир — у каких авторов и в каких источниках может быть найдена дополнительная информация по излагаемому вопросу, по упоминаемым идеям и исследованиям.

Ссылки в тексте делаются только на источники, которые читал студент и которые указаны в списке литературы в конце курсовой.

В то же время цитирование в процессе написания курсовой не нужно превращать в самоцель. Текст курсовой должен носить аналитико-синтетический и обобщающий характер. Он должен отражать собственное осмысление и обобщение проблемы на основе изучения литературы, оценки разных аспектов со ссылкой на их авторов, содержать доказательства определенных положений с привлечением цитат.

Наряду с изложением концепций, описанием фактического материала, важно сравнение точек зрения авторов, их анализ и обобщение. После изложения теорий и фактов, содержащихся в изученных источниках, студент может выразить собственное мнение и взгляды по проблеме. В заключение каждого раздела важно сделать выводы по существу рассматриваемых вопросов. Для этого может быть выделен, например, последний абзац раздела. Выводы могут начинаться оборотом типа «Таким образом. «, «Как видим. » и т.п. При оценке курсовой обращается особое внимание на умение студента анализировать, обобщать и делать выводы из изученного и изложенного материала.

При использовании в тексте аббревиатуры необходимо ее пояснение. При этом рекомендуется постепенно вводить читателя в ее понимание. Сначала целесообразно написать все выражение полностью, а в скобках — его аббревиатуру. В последующих двух-трех фрагментах текста, где употребляется данное выражение, пишется уже аббревиатура, но в скобках указывается полный разъяснительный текст. Только после этого можно ограничиваться использованием аббревиатуры без пояснения.

В 1998 г. в Беларуси принимается новый Гражданский кодекс, который ввел институт эмансипации несовершеннолетних, что послужило важным импульсом для начала серьезных научных исследований в этой области. Среди белорусских ученых можно выделить Василевича С.Г. [25], Копина В.В. [88], Подгрушу В.В. [164], Чигира В.Ф. [210], Шаройко Л.Е. [211] и др. В Российской Федерации проблемы эмансипации изучали Белова С.Н. [11–13], Букшина С.В. [15–21], Булаевский Б.А. [22], Лозовская С.О. [93], Михайлова И.А. [102–103], Нестолий В.Г. [111–112], Удовиченко Т.Ю. [199], Савельева Н.М. [182]. Однако в своих работах ученые затрагивают лишь отдельные вопросы эмансипации: право несовершеннолетнего на эмансипацию (Белова С.Н. [11]), проблемы правосубъектности эмансипированных несовершеннолетних (Лозовская С.О. [93]), предпринимательская деятельность как условие эмансипации (Букшина С.В. [20], Нестолий В.Г. [111], Михайлова И.А. [103]), влияние эмансипации на семейную дееспособность (Савельева Н.М. [182]).

Анализ научной литературы по вопросу эмансипации показывает, что в Республике Беларусь данная проблема разрабатывается и изучается недостаточно. В учебных и методических пособиях по курсу гражданского права дается лишь официальное толкование института эмансипации несовершеннолетних, основанное, в первую очередь, на нормах Гражданского кодекса, Гражданского процессуального кодекса и Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.

В научной литературе обращается внимание на некоторые аспекты этой проблемы при отсутствии единства мнений по многим из них. Например, дискуссионным является вопрос относительно занятия несовершеннолетними предпринимательской деятельностью (Здрок О.Н. [69], Копин В.В. [88] и др.). Открытым остается вопрос о возможности отмены эмансипации (Копин В.В. [88], Подгруша В.В. [164], Шаройко Л.Е. [211]). Некоторые аспекты жилищных прав эмансипированных несовершеннолетних освещены Чигиром В.Ф. [209]. Вопросы правовых последствий эмансипации в публично-правовой сфере раскрываются Василевичем С.Г. [25]. Подгрушей В.В. [164] описана правовая процедура эмансипации.

Остались теоретически неисследованными и законодательно неразрешенными важные с теоретической и практической точек зрения проблемы понятия эмансипации, субъектного состава, материальных условий и процедуры объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным, правового положения и статуса эмансипированного несовершеннолетнего в гражданском праве, правовой природы эмансипации, условий отмены решения об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным и юридических последствий такой отмены. Именно эти и некоторые другие проблемы и предопределили выбор темы, предмет и задачи исследования.

ПРИЛОЖЕНИЕ З

Образец библиографического описания источников

а) Примеры описания самостоятельных изданий

б) примеры описания составных частей изданий

Примеры библиографического описания нормативных правовых актов, последние редакции которых существуют только в электронном виде:

1. Банковский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 25 окт. 2000 г., № 441-3: Принят Палатой представителей 3 окт. 2000г.: Одобр. Советом Респ. 12 окт. 2000г.: В ред. Закона Респ. Беларусь от 13.07.2012 г., №148 // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО»ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. ‑ Минск, 2014.

2. О Национальной академии наук: Закон Респ. Беларусь, 5 мая 1999 г., № 159-З : В ред. Закона Республики Беларусь. от 4.05.2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО»ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. ‑ Минск, 2014.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector