Что такое обзор литературных источников

Обзор литературы является обязательной составляющей любой научной работы. В нем анализируются существующие в настоящий момент точки зрения на вопрос, который поднимается в дипломе (курсовой). Задача автора — изучить взгляды разных ученых и найти место своей работы среди них, выявить ее особенность (уникальность). Обзор может быть представлен во введении или оформлен как отдельная глава.

Главная цель обзора литературы — определение текущих границ познания в избранной области науки, а также вскрытие противоречий в данных предшественников или выявление их данных, не подтвержденных независимыми исследователями. В конце обзора могут быть сделаны выводы о перспективах дальнейших исследований.

Как сделать обзор литературы

Изучить максимальное количество литературы по теме, о которой собираетесь писать научную работу. (Обязательно посещать библиотеку, а не только пользоваться интернет-ресурсами). Лучше всего пользоваться оригинальными изданиями.

После изучения каждого источника составить небольшой конспект, в котором изложить основное содержание прочитанного источника. Кроме того, необходимо выписывать необходимые цитаты и тезисы.

Работу над обзором необходимо начинать заранее.

Сначала определить порядок, в котором должны представляться литературные источники в научной работе. Это зависит от логики, в которой развиваются ваши собственные рассуждения по выбранной теме.

Можно взять за основу хронологический принцип и строить ознакомление с историей вопроса в хронологическом порядке. Описать, какие взгляды на проблему, изучаемую вами, существовали, как они эволюционировали. Назвать основных представителей научной мысли, которые работали над этим вопросом, чего они добились в своих исследованиях.

Анализировать труды необходимо критически. Указать слабые места в их трудах, выявить, какие из вопросов остались не рассмотренными. Указать причины, по которым авторы не рассмотрели ту или иную сторону вопроса. Таким образом, можно определить место своей работы внутри этого вопроса.

Кратко описать научные задачи, которые ставили перед собой исследователи. Насколько им удалось или не удалось достигнуть желаемых результатов. Сформулировать причины, по которым вы решили продолжить исследования данной темы.

Писать литературный обзор можно на протяжении всей работы над дипломом Так будет легче корректировать его, дополнять и вносить изменения на финальном этапе.

1) Обзор целесообразно писать в два приема. Предварительный вариант, по стилю близкий к реферату, есть смысл подготовить вначале и предоставить для предварительной рецензии научному руководителю с целью обсуждения вариантов систематизации информации, необходимых доработок, дополнительного поиска. После указанной доработки обзор предоставляется научному руководителю. С его согласия включается в курсовую, дипломную работу

2) Объем литературного обзора зависит от темы и вида курсовой (дипломной), включая список литературы, на которые делаются ссылки. В обзоре желательно использование данных российских и зарубежных периодических научных изданий.

3) Обзор не должен ограничиваться литературой, посвященной узкой теме исследования. Источниками при написании обзора должны быть, в первую очередь, монографии, диссертации, научные статьи, также могут быть использованы наиболее авторитетные справочные издания и учебники, публикации, содержащие материалы конкретных исследований.

5) Обзор публикаций, содержащих результаты конкретных исследований, можно начать с краткого описания тех проектов, материалы которых используются в вашем обзоре, и с перечисления основных публикаций по их результатам. Располагать описания лучше в хронологическом порядке. Необходимо указать, кто (какое учреждение) проводило исследование, в какой период, кратко охарактеризовать объект исследования и объем выборки, а также назвать руководителя проекта. Этот раздел не содержит рассмотрения конкретных проблем и результатов данных исследований. Он необходим для того, чтобы читатель представлял, когда, кем и на каком объекте проведено исследование, в котором получены те или иные конкретные результаты, и при необходимости мог бы обратиться к цитируемым материалам.

6) Анализ результатов исследований необходимо строить вокруг проблем, а не публикаций. Это значит, что нельзя просто излагать содержание прочитанных статей и отчетов. Обзор литературы — это аналитический, а не реферативный документ. Главная его задача — выявить те проблемы, которые нашли отражение в результатах предшествующих исследований, показать расхождения в материалах разных исследований (если таковые имеются), сопоставить полученные результаты с теоретическими разработками, приведенными в первой части литературного обзора, выявить те недостаточно изученные аспекты проблемы.

7) Не следует одинаково подробно рассматривать в обзоре все сюжеты, встречающиеся в использованной литературе — сосредоточиться необходимо на тех, которые имеют непосредственное отношение к вашей теме.

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

8.2. В обзоре, как и в других авторских текстах, категорически запрещено (и этически и юридически) прямое воспроизведение смысловых кусков без кавычек и точного указания, откуда эта цитата заимствована.

8.5. Обзор обязательно должен завершаться краткими выводами, в которых сформулированы положения, вытекающие из вашего анализа литературы, и имеющие непосредственное отношение к формулировке проблемы и гипотез вашего исследования, а также к выбору объекта исследования.

9) Список используемой литературы должен располагаться в конце работы и отвечать следующим требованиям:

9.1. Работы в списке обычно располагаются в алфавитном порядке по первым буквам фамилии автора (если авторов несколько — то по фамилии того из авторов, который в самой книге (статье) указан первым, если больше 3-х, то в алфавите названий ).

9.2. Литература на русском языке располагается раньше литературы на иностранных языках.

9.3. Перечень использованной литературы должен иметь нумерацию. Нумерация облегчает ориентацию в списке, но затрудняет введение новых названий в список, особенно если они появляются в самом конце подготовки обзора (например, новая публикация).

9.4. Сведения о статье или книге оформляются в соответствии со стандартными правилами библиографического описания, определяемыми принятыми стандартами. (В соответствии с ГОСТ 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка)

9.5. При описании источника в обзоре необходимо обращать внимание на два фактора:

Обзор литературных источников или степень разработанности темы работы является важной частью введения к курсовой, дипломной, научной, бакалаврской работе, магистерской диссертации, автореферату диссертации кандидатской.

Как правило обзор литературы (степень разработанности) представляет собой список авторов, которые изучали проблемы ранее, и прямым или косвенным образом относятся к предмету исследования.

Рассмотрим пример обзора литературы (степень разработанности темы) дипломной работы:

Литературный обзор входит в структуру любой научной работы, в частности и в состав дипломного проекта. Обычно в нём представлены те точки зрения на рассматриваемую проблему, которые существуют на данный момент времени. В этом разделе автор дипломной работы должен проанализировать все имеющиеся у него источники, а также на основе этих знаний вывести что-то новое, то, что он точно сможет назвать своим вкладом в разработку исследуемой темы.

На самом деле разбор списка литературы может быть оформлен совершенно по-разному. В одних случаях ему уделяется несколько абзацев во введении. В других, наоборот, под анализ библиографии отводится целый раздел.

Стоит заметить, что вопрос оформления в каждом вузе решается индивидуально, поэтому вам не помешает проконсультироваться со своим научным руководителем на данную тему.

В этой статье мы рассмотрим, как именно в большинстве дипломных работ прописывается этот раздел, а также узнаем, что в нём обычно пишут.


литературный обзор

  • Перед тем как начать составлять анализ, изучите имеющиеся у вас источники. Если у вас под рукой не имеется различных электронных ресурсов, то сходите в библиотеку. Возможно, там вам помогут найти практически всю нужную информацию. В данном случае преимущество печатных книг состоит в том, что в них, в отличие от сканированных копий книг, что выложены в интернете, полностью сохранены выходные данные.
  • Занимаясь с источниками, записывайте всю опорную информацию по прочитанным книгам, статьям, монографиям. Также можно завести тетрадь, в которой вы будете фиксировать самые важные мысли из прочитанных вами источников, а также записывать наиболее важные цитаты.
  • Не откладывайте написание обзора на самый последний момент. Перед тем как начать составлять текст этого раздела, пометьте для себя, в какой последовательности будут представлены литературные источники. Стоит заметить, что в данном случае всё зависит от той логики повествования, которую вы выберете.
  • За основу работы можно взять хронологический принцип. Он сможет наглядно показать, как со временем менялся научный взгляд на рассматриваемую проблему. Здесь же вы можете отметить имена учёных, что разрабатывали до вас данную тематику. Также будет не лишним указать, чего они добились в исследованиях.
  • Если вас не устраивает хронологический порядок, то можете группировать источники по темам, либо включать в одну группу такие материалы, в которых имеется что-то общее. И уже на этой основе выводить дальнейшие выводы.
  • Работы своих предшественников нужно анализировать, как можно более критически, подмечая как все плюсы, так и минусы проводимых раннее научных исследований. Описывая прошлые неудачи своих коллег, заострите внимание на тех причинах, что не позволили учёным продвинуться дальше в изучении представленной вами проблемы. Здесь вы как раз сможете чётко обозначить, что получилось сделать для дальнейшей проработки этой идеи.
  • В заключительной части своего обзора напишите, сумели ли данные исследователи выполнить по максимуму свои задачи или нет.
  • Не стоит торопиться выкладывать своё видение исследуемой темы прямо в литературном обзоре. Лучше напишите, что именно вас подтолкнуло к исследованию данного материала, а также к желанию открыть в нём нечто новое.
  • Лучше всего обзор на библиографические источники писать всё время, как вы будете работать над дипломом. Возможно, вы что-то подправите в своём тексте либо, наоборот, выкинете из него, а, может быть, даже часть перепишете.

Работая над обзором, не позволяйте себе иронически отзываться о людях, что рассматривали эту проблему до вас, а также ставить под сомнение их компетенцию. Ведь вы отчасти черпаете информацию именно из этих открытий.

Отвечая на вопрос, заявленный в заголовке нашей статьи, стоит отметить, что хороший анализ литературы, задействованной при написании выпускной квалификационной работы или дипломного проекта включает в себя следующие компоненты:

  • систематическую работу над данным разделом;
  • внимательный отбор подходящих библиографических источников;
  • их компоновку по определённым признакам;
  • анализ прочитанного материала, поиск закономерностей и т. д.

В заключение хотелось бы сказать, что написание обзора на список литературных источников помогает разобраться в исследуемой проблеме на основе прочтения трудов своих предшественников.

Изучая труды других людей, вы, таким образом, подготавливаете почву для своих собственных. А также начинаете ещё лучше разбираться в специфике исследуемого вопроса, глубже проникая во все тончайшие нюансы разрабатываемой вами темы.

Так что получается, что все части дипломной работы на самом деле тесно связаны друг с другом, поэтому ни одну из них нельзя игнорировать в процессе работы.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Читайте также:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector