Как работает эра глонасс на автомобиле при угоне

Чем полезна для автовладельца ЭРА-ГЛОНАСС ?

28.10.2014 , автор: Макар Алтынов

Несколько дней тому назад в Москве прошёл традиционный, теперь уже четвёртый по счёту, международный конгресс Эра-ГЛОНАСС. Это событие фактически предваряет начало работы самой системы, намеченное на 1 января 2015 года. С этой даты терминалами Эра-ГЛОНАСС должны обеспечиваться все транспортные средства, проходящие сертификацию в России. Спустя ровно год, с 1 января 2016 применения Эры-ГЛОНАСС станет обязательным для некоторых категорий коммерческих автомобилей и автобусов, впервые выпускаемых в обращение. И только с 1 января 2017 года Эра-ГЛОНАСС станет обязательной абсолютно для всех продаваемых машин.

Как видим, изначальная идея внедрения Эры в 2013 году (именно так планировали сделать на старте проекта), скорректирована под натиском непростой реальности. Только всевозможные нормы и техрегламенты утверждали несколько лет, и, кстати, до сих пор эта юридическая работа не закончена. Но уже на старте проекта ясно, что Эра-ГЛОНАСС по охвату и техническим возможностям превосходит европейскую систему eCall, интеграция с которой была одной из причин серьёзной задержки внедрения Эры.

Базовой функцией Эры-ГЛОНАСС является, как известно, экстренный вызов в случае аварии. Для этого терминал системы оснащается независимым датчиком ускорения и подключается к CAN (или другой)-шине автомобиля, чтобы отследить факт срабатывания подушек безопасности. Вот полный список обязательных функций терминала:

  • автоматически определять событие аварии, при котором возникает существенная вероятность угрозы жизни и здоровью людей, находящихся в салоне (кабине) ТС на момент аварии;
  • распознавать следующие типы аварий: фронтальное столкновение, боковое столкновение, удар сзади, с погрешностью не более 10%;
  • записывать и передавать профиль ускорения при ДТП;
  • записывать и передавать траекторию движения ТС при ДТП (только для ТС категории М1 и только для АС, устанавливаемых в конфигурации дополнительного оборудования);
  • должна обеспечивать в салоне (кабине) транспортного средства режим громкой связи, предусматривающий отключение прочих штатно установленных звуковоспроизводящих устройств и систем в транспортном средстве;
  • должна обеспечивать самодиагностику и передачу информации о техническом состоянии оператору системы.
  • Сам терминал – это коробочка размером чуть больше сигнализационной, в которой содержится вся электронная начинка, кроме ГЛОНАСС-антенны. Вот технические условия на терминал:
  • Наличие неснимаемой персональной универсальной многопрофильной идентификационной карты абонента для работы в сетях подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM 900 и GSM 1800, а также UMTS 900 и UMTS 2000 с возможностью обновления информации
  • Громкая голосовая связь по сетям подвижной радиотелефонной связи
  • Использование интерфейсов RS232, RS485, CAN и USB для обмена данными с внешними устройствами
  • Внутренняя энергонезависимая память

То есть, СИМ-карта предустановлена внутри, пользователь не имеет к ней доступа (это важно для последующих наших рассуждений). И никакие телематические услуги на этот номер заводиться не могут! Более того, номер СИМ-карты привязывается к ВИНу автомобиля и вносится в ПТС.

Следовательно, для коммерческих услуг там должен быть слот для второй СИМ-карты (её в обязательных требованиях нет, но в реальности она будет, иначе на абоненте денег не заработаешь!). Либо, как вариант, двухпрофильная СИМ-карта, испытания которой недавно провёл БиЛайн.

Список возможных коммерческих сервисов на базе Эры-ГЛОНАСС широк, тут всё, от трекинга и удалённой диагностики до умного страхования (запись профиля вождения для оценки его потенциальной опасности) и он-лайн-тахографов. Но нас ведь интересует охранно-поисковая ипостась!

Погодите, ещё немного информации.

Символично, что первым серийным автомобилем, оснащённым конвейерно установленным терминалом Эры обещает быть …ВАЗовская Лада Веста! Она увидит свет в сентября будущего года, уже со встроенным терминалом производства фирмы Итэлма.

Хотя, как признают сами ВАЗовцы, тотальная установка терминалов на конвейере начнётся только в 2017 году.

А вот охранно-сервисные функции для ВАЗа будет выполнять сторонний провайдер – широкоизвестный в нашей области Автоконнекс, партнёр итальянской компании СOBRA AutomotiveTechnologies. Сейчас Автоконнекс разрабатывает специальное мобильное приложение для ВАЗа. Вот наброски его интерфейса:

Вы первые, кто это видит, если не считать участников вышеупомянутого ГЛОНАСС-форума.

Увы, пользовательский функционал получается не слишком богатым: автозапуск, мониторинг, управление замками. Это то, что умеет терминал Итэлма. И выше этого не прыгнешь – конструкцией не предусмотрено. А заменять терминал в своём автомобиле на более продвинутый пользователь не вправе.

Вот тут мы и подошли к вопросам охраны и пользовательских сервисов в полной их актуальности.

Но самая шикарная возможность – независимое позиционирование. То есть по альтернативным каналам, вне спутниковой связи. Оно требуется при глушении спутникового сигнала в момент угона. Интересные наработки по такому позиционированию есть у московской фирмы SPIRIT-Navigation. Её специалисты разработали приёмник гибридной (спутниковой и внеспутниковой) навигации, задействовав SBAS и GBAS, возможный прием сигналов Lx, псевдолиты, маяки (включая IMES-GPS, BLE-beacons), теги, УЗ-трансмиттеры, приемо-передатчики IGLONS. Кроме того, используются другие инфраструктурные системы, напрямую для навигации не предназначенные — сети сотовой связи, точки доступа WiFi, ТВ-сигналы.

На базе этой технологии можно сделать навигацию в помещениях и подземных паркингах. А это именно то, чего часто не хватает при поиске угнанного автомобиля!

Вот как выгладит трек, записанный на подземной парковке:

Рискну предложить идею мобильного приложения, которое будет способно вести автовладельца к оставленному в незнакомом месте автомобилю. Такое приложение сможет записать полный трек, со всеми гуляними по магазинам и иным местам. И вернуть непосредственно на стоянку. Даже интересно, почему этого до сих пор не сделали? Сервисов, показывающих на карте место парковки полно (у той же Пандоры такая функция есть), а вот пешую навигацию пока не предлагают. Помню, презентовала что-то фирма Audiovox, но там просто компас в брелочке. На рынке эта штука так и не появилась.

Итак, Эра-ГЛОНАСС теоретически способна выдать пользователю очень богатый набор сервисов, в том числе и поисково-противоугонных. Но нужно решить системную проблему – возможность пользователю самостоятельно выбирать терминал для установки в автомобиль.

В любом случае, с неприятностями нужно бороться по мере их поступления. Дождёмся соответствующей статьи в КоАП, а там уже решим – отключать или не отключать.

Полицейские в России рассчитывают активно использовать возможности системы спутниковой навигации для остановки двигателей угнанных авто.

Массовое распространение перспективной и очень удобной для органов правопорядка автомобильной системы экстренного вызова и географического позиционирования ЭРА-ГЛОНАСС поможет решить еще одну важную проблему в России — возможности устанавливаемого на каждое реализуемое на внутрироссийском рынке авто оборудование помешает угонщикам автомобилей достигать своих целей. Правоохранительные органы рассчитывают применять технические инструменты разработанной в нашей стране системы для удаленной остановки работы двигательной установки угнанной машины, мешая тем самым автоугонщикам скрыться от преследования. Для установления параметров попавшего в руки злоумышленников транспортного средства полицейским потребуется только обратиться к уже созданной автомобильной базе данных.

Помимо способности мешать угонщикам автомобилей, ЭРА-ГЛОНАСС позволяет вызывать экстренную помощь в ситуациях, когда доступ к сотовым сетям и другим средствам связи ограничен. По данным датчика геолокации производится обнаружение нуждающегося в помощи водителя и пассажиров, находящихся в салоне авто. По заверениям компании-разработчика системы, к 2020 году точность определения местоположения ЭРА-ГЛОНАСС повысится до показателя погрешности в 50 сантиметров, что откроет перед полицией новые перспективы использования уникальных характеристик российского оборудования. Кроме дистанционного управления машинами правоохранители смогут удаленно фиксировать факты нарушения Правил дорожного движения, например, переезд через двойную сплошную. Такое правонарушение, напомним, влечет за собой наложение штрафа вплоть до лишения водительского удостоверения.

Власти страны напоминают, что по новым правилам техническое оснащение ЭРА-ГЛОНАСС устанавливается на выпускаемые на территории России автомобили в обязательном порядке с 1 января 2016 года. Через 5-6 лет доля автотранспортных средств в стране, обладающих соответствующим оборудованием в базовой комплектации, превысит 50%, что серьезно облегчит работу дорожной полиции. Подобные меры помогут улучшить дорожную обстановку, наказывая водителей-лихачей и других нарушителей ПДД за каждый факт нарушения утвержденных правил. Ожидается и серьезное улучшение показателей раскрываемости преступлений в сфере угона автомобилей — возможности системы ЭРА-ГЛОНАСС сильно осложнят жизнь угонщиков, которым придется обходить стороной машины с установленным оборудованием экстренного вызова с возможностью удаленного отключения двигателя.

Инструментарий воров нельзя назвать разнообразным. В основном они полагаются на беспечность хозяев или веру в штатную сигнализацию, отключить которую проще простого.

Простой, как лом, прием – проникновение через разбитое стекло или взломанный замок. А дальше соединить под рулем проводки, и ищи ветра в поле. Таким способом можно угнать авто буквально за 60 секунд. В любом случае на эти операции тратится до 5 минут.

Граббером злоумышленник может поймать сигнал сигнализации, создать его дубликат и использовать для взлома.

Против систем GPS воры научились использовать глушилки сигнала.

Развитие средств угона развивает и защиту от взлома и похищения.

Полностью защитить авто не сможет ни одно средство. Но это не повод опускать руки и ничего не предпринимать. Задача автовладельца – усложнить жизнь вору. Самый ценный ресурс злодеев – время. Они хотят все сделать тихо и незаметно. Поэтому, по возившись больше 3-5 минут, злоумышленник может все бросить и уйти искать менее защищенную машину.

Способов защитить авто несколько:

Можно еще проявить фантазию и ярко раскрасить авто. Так будет проще давать ориентировки при угоне, да и злоумышленник трижды подумает, нужна ли ему такая заметная добыча.

Хороший способ – сразу перед покупкой посмотреть, какие автомобили угоняют реже всего и купить именно такую машину. Рейтингов сейчас хватает, да и сами угонщики не стесняются давать интервью для СМИ.

В автосалоне сигнализации уже ставят, как и шины. Но если шины владельцы сразу же меняют, то сигнализацию почему-то не трогают. Верят в нее.

Задача сигналки – громким звуком заставить вора убежать. Но не все воры пугливые, да и знают штатные устройства наизусть и отключают их с закрытыми глазами. Разработали и системы, которые эти сигналы взламывают без шума.

Но все равно хорошая сигнализация в комплексе с механическими замками значительно повысит защиту машины. Поэтому после покупки стоит сразу же установить новую дорогую систему. Все равно затраты на любую сигнализацию дешевле по сравнению с новой машиной, нервами и затраченным временем.

Хорошо помогут и спутниковые системы. Они позволяют отслеживать угнанное авто, дистанционно управлять замками, отключать зажигание.

ЭРА-ГЛОНАСС – новая система оповещения о ДТП. Ее стали ставить на все авто с 2017 г.

Главное назначение – информирование экстренных служб об аварии. Ее использование снижает затраты времени реагирования на ДТП на 30%.

После определения столкновения сигнал отправляется по мобильной сети на номер 112. В сигнале будут зашифрованы координаты места ДТП, количество пристегнутых пассажиров, данные на авто. После этого диспетчер отправляет на место события наряд ГИБДД, машину медиков и МЧС.

Некоторые фирмы предлагают услугу консьерж-сервиса. С ней водитель сможет вызвать помощь в любой ситуации, нажав на кнопку SOS, даже если закончился бензин или застрял на трассе. Можно использовать ее и как защиту от угона – если не будет голосового подтверждения от водителя, диспетчер сразу же вышлет наряд ГИБДД по определившимся координатам.

Помогает ли ГЛОНАСС от угона? Еще не совсем так, как хотелось бы. Полиция сможет отслеживать автомобиль и найти его по сигналу терминала. Но только если сработала кнопка. Без ее нажатия координаты системы неизвестны. Разработчики ПО готовят решения, работающие с ГЛОНАСС и направленные против угона авто. Полностью обеспечить защиту еще не получается. Но уже можно управлять замками дверей, запускать или отключать двигатель.

Угоняют ли автомобили с системой ГЛОНАСС? Да, ведь угнать можно все. Но использовать ГЛОНАСС против угона вполне реально. Ведь можно и отключить двигатель дистанционно, и отследить, где находится авто. Все это реально с системой ГЛОНАСС – она и правда останавливает угонщиков.

Использовать ГЛОНАСС против угона можно и нужно. Да, система еще молода и сама по себе не остановит вора, но, соединив вместе механический замок на коробке передач, дорогую сигнализацию и систему ЭРА-ГЛОНАСС, можно повысить шансы на сохранение авто.

Читайте также:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector